Апробация новых единых учебников по истории в Липецкой области
В образовательных организациях региона при научно-методическом сопровождении сотрудников «Института развития образования» Липецкой области проведена апробация новых единых учебников по истории, созданных авторским коллективом российских учёных под руководством В.Р. Мединского, А.О. Чубарьяна и А.В. Торкунова.
По поручению Министерства просвещения Российской Федерации во всех субъектах нашей страны проходит апробация новых единых учебников по истории. В Липецкой области апробировались книги по учебному предмету «История»: «История России» для 6 – 9 классов, «Всеобщая история» для 5 – 9 классов («История Древнего мира. 5 класс», «История Средних веков. 6 класс», «История Нового времени. Конец XV – XVII в. 7 класс», «История Нового времени. XVIII – начало XIXв. 8 класс», «История Нового времени. XIX – начало XX века. 9 класс»).
Авторами учебников стали помощник президента РФ Владимир Мединский и академик Российской академии наук Александр Чубарьян. По их книгам старшеклассники российских школ изучают историю с 2023 г. Таким образом, с появлением серии для 5 – 9-х классов единая линейка учебников будет покрывать весь курс школьной истории. Версия для колледжей и техникумов – это сокращенный вариант учебников по истории для 10 – 11-х классов тех же авторов.
Референт управления президента Российской Федерации по государственной политике в гуманитарной сфере Владислав Кононов на заседании научного совета Российского военно-исторического общества подчеркнул: «Что очень важно – все эти учебники прошли соответствующие экспертизы академического сообщества». По его словам, апробация книг будет проходить в течение нескольких месяцев, у научного сообщества будет время ознакомиться с материалом, высказать своё мнение и оценить качество новых единых учебников.
Ранее глава Минпросвещения сообщил, что новые единые учебники по истории для 5 – 9-х классов и учреждений СПО будут готовы до конца 2024 года, в декабре их планируется включить в федеральный перечень. Обучение по новым учебникам начнётся с 1 сентября 2025 года. В 2024/2025 учебном году российские семиклассники смогут изучать начало Нового времени на курсе всеобщей истории по любому из шести учебников разных авторов, следует из актуальной редакции приказа Минпросвещения об утверждении федерального перечня учебников (от 21 февраля 2024 г.). Согласно ему, историю России XVI в. школьники страны учат по одному из трёх утвержденных пособий. Описание государственной политики с середины правления Ивана III начинается только в одном из них (под авторством члена-корреспондента РАН Николая Арсентьева), в остальных двух – с начала правления Василия III.
Стоимость книги с учётом доставки в регионы составит примерно 209 рублей. Тираж новых единых учебников по истории составит 16 миллионов единиц, они будут в срок доставлены в образовательные учреждения Российской Федерации.
В апробации участвовали педагоги следующих образовательных организаций Липецкой области: школа № 61 г. Липецка; школа № 10 г. Ельца; школа п. Петровский Добринского района; школа № 2 г. Лебедяни; школы с. Сырское и с. Троицкое Липецкого округа; школа с. Вторые Тербуны Тербунского района; школа с. Конь-Колодезь» Хлевенского района.
Учителя истории образовательных организаций Липецкой области, принимавшие участие в апробации новых единых учебников по истории, отметили высокий уровень их содержательного наполнения и художественного исполнения, отметили ряд особенностей. Так, новые школьные учебники «перестали быть европоцентричными». В них расширили описания истории стран Азии, Африки и Латинской Америки. В учебниках также отказались от «западной» периодизации Нового времени. В европейской традиции эпоха Нового времени отсчитывается с даты открытия мореплавателем Христофором Колумбом Америки в 1492 г. (его экспедиция достигла островов Багамского архипелага), т.е. в момент правления Ивана III, политику которого продолжил его сын Василий III до 1533 г. Поэтому отсчёт Нового времени авторы в едином учебнике ведут с конца правления Василия III.
В одном из одобренных министерством учебников по всеобщей истории уточняется: учёные-историки имеют разные точки зрения относительно конкретной даты начала Нового времени («История. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVII век» под авторством Анны Юдовской, Петра Баранова и Любови Ванюшкиной). Помимо даты открытия Америки Колумбом эпоху можно отсчитывать с конца Войны Алой и Белой розы и начала правления династии Тюдоров в Англии (1485 г.) или со старта Реформации (движения за обновление католической церкви, 1517 г.), говорится в учебнике.
В созидательном ключе освещается национальная политика и межнациональные отношения. По словам Мединского, учебники не будут «разделять народы и страны», в них акцентируется внимание на мирном сосуществовании государств в условиях многополярного мира. Например, на обложке учебника для 9-го класса используется изображение стыковки космических кораблей – советского «Союза-19» и американского «Аполлона» – как символ сотрудничества двух сверхдержав, продолжил он. При этом особое внимание в учебнике для 9-х классов уделяется расцвету «западного колониализма» в XIX в.
Авторы учебников использовали «лёгкий слог» с расчётом на то, что их будут читать не только школьники, но и их родители. Также в них есть ссылки на исторические интернет-статьи, фильмы и другие материалы. «Мы исходим из того, что история – самый интересный предмет в школе», – сказал Мединский.
В советских школах предметы «История СССР» и «Всеобщая история» преподавались без привязки друг к другу. После развала СССР в 1990-е гг. история России изучалась «в контексте мировой истории». Новые учебники от Мединского и Чубарьяна предлагают изучать не «роль» России в истории мира, а «влияние» нашей страны на неё. Такой подход соответствует государственной политике и её идее о том, что «история должна воспитывать патриотизм» в россиянах.
Педагогическое сообщество Липецкой области выразило уверенность в том, что включение в образовательный процесс новых единых учебников по истории пройдёт быстро и эффективно, и они быстро завоюют заслуженные симпатии педагогов и обучающихся.