ЦБ назвал 5 признаков телефонного мошенничества: полезно знать каждому!
В преддверие сезона новогодних праздников традиционно наблюдается всплеск активности телефонных мошенников. Банк России рассказывает о 5 главных признаках телефонного мошенничества. Прочитайте сами и поделитесь информацией с близкими!
Мошеннических схем много, и регулярно появляются новые. Одна из самых популярных – хищение денежных средств через телефонные звонки или СМС-сообщения.
По статистике, в четырех из пяти случаев клиенты банков сами сообщают мошенникам реквизиты карт. Киберпреступники – это по большей части не столько хакеры, сколько психологи, которые взламывают не компьютер (ноутбук, телефон, планшет и другое), а сознание своей жертвы. Обычно они выуживают номер и срок действия карты, трехзначный CVV/CVC-код, а также пароли и коды из СМС, которые банки присылают для подтверждения операций.
Чтобы не стать жертвой обмана, нужно знать не сами схемы, а их ключевые признаки.
Как можно распознать мошенников?
1. На вас выходят сами
Кто-то сам вам звонит (пишет письмо, присылает ссылку и так далее). Вне зависимости от того, кем он представляется (сотрудником банка, полиции, магазина…) и чего он хочет, надо быть осторожным. Помните: если кто-то незнакомый звонит вам, значит ему что-то нужно. Вопрос: что?
2. Разговор касается денег или вашей банковской карты
Единственная цель мошенников – ваши деньги. Ключ к ним – банковская карта. Жулики либо вынуждают человека самого отдать деньги, либо выуживают у него информацию (например, данные карты), которая позволит эти деньги украсть. Если вас просят перевести деньги на некий счет, заплатить налог, бронь, штраф, внести залог, аванс или совершить другие действия, связанные с денежным переводом или раскрытием данных карты, – это, скорее всего, мошенники.
3. Делают супервыгодное предложение или пугают
Вам предлагают щедрые выплаты, призы, невероятно привлекательные условия по кредитам и депозитам, инвестиционные продукты, обещающие огромную доходность. При этом вас убеждают, что нельзя упускать шанс получить сразу много денег. Либо наоборот – пытаются запугать возможной потерей денег.
У мошенников всегда есть ответы на различные вопросы. Поэтому даже не пытайтесь вступать с ними в беседу, ведь чем дольше вы разговариваете, тем крепче вас подсаживают на крючок.
4. Морально давят, требуют принять решение немедленно
Мошенники работают с большим количеством людей, и их задача – не дать жертве опомниться. Поэтому они всегда требуют от человека быстрого принятия решений, действуют уверенно и агрессивно. Если чувствуете, что на вас давят, угрожают, ставят условие сделать покупку, совершить транзакцию «либо сейчас, либо никогда» – прерывайте общение. Это точно мошенники.
5. Запрашивают информацию о банковской карте
Банки обязаны отслеживать подозрительные операции со счетами своих клиентов. Если у банка возникает подозрение, что совершается несанкционированная операция, его представитель может связаться с владельцем счета и уточнить, действительно ли он совершает эту операцию. Владелец счета должен только подтвердить или не подтвердить операцию – на этом общение заканчивается.
Мошенники же начинают выуживать разные данные: коды из СМС, номер карты, трехзначный код на ее обратной стороне, ПИН-код и так далее. Важно помнить, что настоящий сотрудник банка никогда и ни при каких обстоятельствах не будет запрашивать у человека данные его карты.
После разговора с незнакомцем у вас возникли сомнения или вопросы? Позвоните в свой банк по номеру телефона, указанному на его сайте или банковской карте, и уточните интересующую вас информацию.
Запомните эти пять признаков: если один из них проявится, то это уже повод насторожиться. Будьте бдительны и не попадайтесь в расставленные сети.