«Фабрика творческих успехов»
29 апреля 2025 года в рамках работы инновационной площадки ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» «Социализация учащихся с ОВЗ через театральную деятельность «Фабрика творческих успехов» МБОУ СОШ № 40 состоялся практико-ориентированный семинар «Социализация учащихся с ОВЗ через театральную деятельность». В мероприятии приняли участие учителя общеобразовательных школ и педагоги дополнительного образования детей из семи муниципалитетов Липецкой области.
Участников семинара приветствовала Ползикова Л.В., старший преподаватель кафедры общей педагогики и специальной психологии, куратор инновационной площадки МБОУ СОШ № 40 «Социализация учащихся с ОВЗ через театральную деятельность «Фабрика творческих успехов».
Зенкова О.Ю., директор МБОУ СОШ № 40 г. Липецка, рассказала о специфике работы образовательной организации с особенными детьми. С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи, а овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка и рассматривается как необходимость для адаптации и социализации в обществе. Ненахова Г.И., заместитель директора МБОУ СОШ № 40, рассказала о специальных коррекционных классах и дошкольных группах компенсирующей и общеразвивающей направленности.
Учитель-логопед Павлова М.И. отметила, что эффективным развивающим и коррекционным средством, решающим задачи социализации особенных детей в обществе, является самый естественный и распространённый вид детского творчества — театрализованная деятельность.
В передаче характера театрального персонажа необходимо выражение и передача эмоций, особенно для людей с нарушениями слуха – в этом им помогает жестовое пение. Жестовое пение позволяет не только понимать текст песни, но и чувствовать её глубину, переживать её вместе с исполнителем. Жестовое пение – это искусство, которое стирает границы между миром звука и миром тишины. Это мост, соединяющий людей, позволяющий им делиться эмоциями и переживаниями, отметила в своем выступлении учитель-дефектолог Волчкова А.В.
Мастер-класс «Театр как средство развития речи» с участниками семинара провела учитель-логопед Павлова М.И. Педагоги показали экспромтом — кукольный спектакль «Репка на новый лад».
Завершилось мероприятие спектаклем «Дети войны», посвящённым 80-летию победы нашей страны в Великой Отечественной войне, который показали обучающиеся с ОВЗ 2-х – 9-х классов МБОУ СОШ № 40 г. Липецка.
Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию личности, театр — это не просто развлечение, но и мощный инструмент для развития речи и коррекции речевых нарушений у детей, театр помогает сделать процесс коррекции речевых нарушений более интересным и эффективным. Использование театральных методов в работе с детьми поможет многим из них преодолеть речевые трудности и достичь успеха в общении.