По запросу Образование ничего не найдено

Формирование бережливой личности: подводим итоги реализации образовательных программ

Окончание учебного года связано с оценкой реализации образовательных программ. Итоги года показывают, что в рамках проекта «Бережная школа» в Липецкой области успешно внедряются образовательные программы по формированию компетенций бережливой личности. В 2024 – 2025 учебном году их осваивали более двух тысяч обучающихся школ и детских садов.

Одна из таких программ «Бережный вектор» разработана и внедрена в МАОУ СОШ №29 г.Липецка. По итогам проведенного мониторинга выявлено, что освоение бережливых технологий способствует повышению мотивации к обучению в начальной школе, развитию самостоятельности и ответственности, навыков самоорганизации, проектной и исследовательской деятельности обучающихся на всех уровнях общего образования, начиная с дошкольного.   

Программа «Бережный вектор» МАОУ СОШ №29 г.Липецка интегрирует ряд эффективных инструментов бережливого производства, таких как:

— Картирование потока создания ценности;

— Метод «5 Почему»;

— Диаграмма Исикавы;

— Метод Киплинга;

— Визуализация процессов;

— Система 5С.

Благодаря этим инструментам маленькие исследователи уже в дошкольном детстве приобретают важнейшие навыки установления причинно-следственных связей и осознанного подхода к решению повседневных практических задач.

Центральным элементом программы является деловая обучающая игра «Фабрика процессов», представляющая собой уникальный тренинговый формат. Участники через игру погружаются в атмосферу производственной деятельности, осваивая навыки рационального использования времени и самоорганизации, учатся выстраивать поток создания ценности, применяя для этого инструменты бережливых технологий, знакомятся с миром профессий.

Важной составляющей программы является созданный кейс-бук «Большие дела маленького гения», который включает в себя подробные кейсы сценариев фабрик процессов:

1. Овощной завод «Успех урожая».

2. Фабрика игрушек «Фантазия».

3. Экспресс-доставка «Всегда вовремя».

4. Конфетная фабрика «Сладкая лаборатория».

5. Пекарня «Вкусные истории».

Каждый сценарий наполнен практической информацией, рекомендациями и материалами, необходимыми для реализации игры.

Технология детских фабрик процессов активно продвигается Клубом руководителей Бережных образовательных организаций и используется в образовательных учреждениях – образцах бережливых организаций: 

ДОУ №20 «Швейное производство», «Кафетерий»;

ДОУ №32 «Цвета бережливости», «Производство игрушек»;

ДОУ №126 «Запись к врачу», «Ателье», «Прием на вакцинацию», «Производство сока «ФрутоНяня», «Производство холодильного оборудования» и другие.

«Детские фабрики процессов» — это коробочное решение, рекомендованное к тиражированию в системе образования Липецкой области. Фабрика процессов представляет собой яркий пример эффективного сочетания педагогических инноваций и традиций, воспитания человека труда, человека — созидателя.

В марте 2025 года коробочное решение «Детская фабрика процессов» было представлено в рамках стажировки «Реализация проекта «Бережная школа»: региональный опыт (Липецкая область)», которая проводилась на базе ГАУДПО ЛО «ИРО» совместно с ФГБНУ «ИСМО им. В.С. Леднева» для пилотных регионов проекта.

Всего в Липецкой области реализуется шесть образовательных программ, направленных на формирование бережливой личности, с охватом более 2 000 человек. В следующем учебном году данную практику планируется расширить.   



Похожие записи

31.05.2025
В Липецкой области стартовал пилотный проект...
Заседание отделения регионального...
Совещание РМЦ по вопросам функционирования...
30.05.2025
Реализация принципов и методологических...