Координационный совет (РУМО) учителей ОРКСЭ и ОДНКНР
Рассмотрение реализации обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО в образовательных организациях Липецкой области на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР стало предметом оживленной дискуссии на заседании Координационного Совета (РУМО).
На базе «Института развития образования» Липецкой области проведено заседание Координационного Совета (РУМО) учителей ОРКСЭ и ОДНКНР «О методическом сопровождении педагогов в условиях реализации обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО».
Углов Д.В., доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования, куратор Координационного Совета (РУМО) подчеркнул: «При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей народов России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».
Педагоги рассмотрели вопросы, связанные с реализацией обновлённых ФГОС НОО: в целом сохранились нормативные условия реализации ОРКСЭ, преподавания ОПК в рамках ОРКСЭ, установленные в предыдущей редакции стандарта. Основные материалы по ОРКСЭ, ОПК в ОРКСЭ содержатся в разделах 32.1 и 43.6 ФГОС НОО.
Спикер обозначил, что согласно обновлённому ФГОС ООО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования») предметная область ОДНКНР стала обязательной для изучения, представлена ЕДИНЫМ предметом «Основы духовно-нравственной культуры России», будет преподаваться с 5 по 9 класс с 2023 – 2024 учебного года (п. 33.1.).
Спикеры мероприятия акцентировали внимание на духовно-нравственном воспитании. Участники Координационного совета отметили ряд положений ФГОС ООО, которые играют основополагающую роль в процессе обучения и воспитания: 1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. 2. Готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков. 3. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность. 4. Личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
На заседании были отмечены особенности составления программы воспитания в образовательной организации в соответствии с обновлёнными ФГОС. Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать: 1. Анализ воспитательного процесса в Организации. 2. Цель и задачи воспитания обучающихся. 3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учётом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей. 4. Систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Углов Д.В. подчеркнул: основные материалы по предметной области ОДНКНР содержатся в разделах 33.1 и 45.8 нового ФГОС ООО. Раздел 33.1: «При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого Организацией». Раздел 45.8.: Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» конкретизируются. Реализация ОДНКНР в 5 – 6-х классах осуществляется за счёт федерального компонента в количестве 34 часов в год (один час в неделю).
Доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования Д.В. Углов отметил необходимость учёта федеральной и региональной специфики: в рамках федерального уровня следует изучать значимые для всей страны исторические события, культурные явления и достояния, в рамках регионального уровня – ключевые исторические личности и связанные с ними события, культурное наследие региона, его самобытные историко-культурные явления. Спикером были указаны пять направлений историко-культурного материала: ценностно-мировоззренческое, историко-культурологическое, филолого-культурологическое, художественно-эстетическое, личностно развивающее, подчёркнута ведущая роль труда, образования и науки в развитии культуры, ценность научного знания и важность повседневных усилий в процессе совершенствования личности, приближения к идеалу, сформулированы показатели сформированности нравственной культуры личности, изложенные в «Концепции преподавания предметной области ОДНКНР».
Во время семинара были систематизированы и уточнены интересующие педагогическую общественность Липецкой области аспекты урочной и внеурочной деятельности, связанные с методическим сопровождением преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях реализации обновлённых ФГОС НОО и ФГОС ООО. Участники профессионального сообщества наметили план дальнейшей совместной работы.