По запросу Образовfybt ничего не найдено

Литература: итоговая аттестация в 11 классе. 2021 г.

26 апреля 2021 г. «Институт развития образования» совместно с управлением образования и науки, ОКУ ЦМОКО Липецкой области завершил проведение цикла практико-ориентированных мероприятий по итоговой аттестации обучающихся по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах.

На региональном семинаре «Итоговая аттестация по литературе: проблемы и перспективы» акцент был сделан на методике работы с контекстными заданиями в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации по литературе. Итоговая проверка литературных знаний и предметных умений в ходе выполнения экзаменационной работы позволяет выявить необходимые данные об уровне освоения выпускниками стандарта среднего (полного) общего образования и оценить степень их готовности к продолжению образования в учреждениях высшего профессионального образования гуманитарной направленности.

Задания позволяют проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков. ЕГЭ по литературе требует от экзаменуемого выполнения значимых для предмета видов учебной деятельности: разноаспектного анализа художественного произведения, его интерпретации, проблемно-тематического сопоставления литературных явлений и фактов, написания сочинения-рассуждения на литературную тему.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей, в ней принята сквозная нумерация заданий. Часть 1 содержит задания, требующие анализа литературных произведений. На экзамене проверяются умения выпускников выявлять и характеризовать основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (образ автора, жанр, тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Ряд заданий части 1 (1 – 9) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Задания 10 – 16 относятся к лирическому произведению. Комплекс заданий с кратким и развёрнутым ответами позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в художественной структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои читательские наблюдения с привлечением литературного контекста.

В части 2 работы участникам ЕГЭ по литературе предстоит выбрать одну из четырёх тем сочинения (17.1 – 17.4) и написать полноформатный развёрнутый текст-рассуждение с опорой на конкретный литературный материал, заданный темой. Тематика сочинений охватывает важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и включает в себя «Слово о полку Игореве», классику XVIII в., произведения ХIХ – ХХI вв. (включая литературу 1990 – 2000-х гг.). При этом могут использоваться различные формулировки заданий (в виде вопроса или тезиса /утверждения/). Тема может иметь литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературное понятие), а может нацеливать экзаменуемого на анализ тематики и проблематики произведения(-ий) определённого автора.

Участник экзамена могли также выбрать задание, предполагающее написание сочинения, близкого жанру читательского дневника. Однако такую тему не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго ориентирована на анализ конкретного литературного материала. Наконец, в наборе тем может присутствовать литературный обзор, требующий рассмотрения сквозной проблемы в контексте той или иной литературной эпохи. Выбрав сочинение данного типа, экзаменуемый получает право свободного выбора произведения(- ий) для анализа в рамках предложенной темы.

Написание сочинения требует от выпускника владения определённым комплексом умений и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью в духовно-нравственном и культурном самосовершенствовании.

В структурном отношении экзаменационная работа выстроена в логике возрастания сложности КИМ: часть 1 варианта содержит задания базового уровня, нацеленные на проверку теоретико-литературной грамотности и знания содержания художественных произведений (1 – 7 и 10 – 14), а также задания повышенного уровня проблемно-обобщающего типа (8, 9 и 15, 16).

Часть 2 представлена альтернативными заданиями высокого уровня сложности (17.1 – 17.4), в наибольшей степени отражающими требования образовательного стандарта, делающего упор на формирование квалифицированного читателя, способного самостоятельно оценить и интерпретировать прочитанное.

Представленные в части 1 художественные тексты в той или иной комбинации отражают различные литературные эпохи (в зависимости от комплектации конкретного варианта экзаменационной работы). В части 2 (сочинение) экзаменуемому предоставляется право выбора темы на материале одной из следующих литературных эпох:

– древнерусская литература, литература XVIII в. или первой половины ХIХ в.;

– литература второй половины ХIХ в.;

– литература конца ХIХ – начала XXI в.

Участниками семинара стали учителя русского языка и литературы, специалисты, курирующие данное направление.



Похожие записи

03.12.2021
Учителя информатики обсудили особенности...
02.12.2021
Гуманная педагогика в образовании
Региональный этап Всероссийского конкурса...
Лаборатория педагогических идей в...