По запросу Образовfybt ничего не найдено

Литературное чтение как фактор формирования личности дошкольников

05 июля 2022 года Липецким институтом развития образования совместно с управлением образования и науки Липецкой области, Липецкой областной универсальной научной библиотекой проведена межрегиональная стратегическая сессия в формате видеоконференцсвязи с участием педагогической общественности Донецкой народной республики.

Дошкольные образовательные организации нашего региона, Донецкой народной республики, с одной стороны, и методическая служба Липецкой области, издательства «Просвещения», с другой, в рамках социально значимого сотрудничества и реализации программы сетевого межведомственного проекта «Реализация предметной области “Родной язык и родная литература” в современных социокультурных условиях» провели стратегическую сессию. В выступлениях всех спикеров были рассмотрены вопросы литературного чтения дошкольников, влияния детской литературы на становление личности ребёнка дошкольного возраста.

В приветственном слове Кирина Светлана Николаевна, первый заместитель начальника управления образования и науки Липецкой области, подчеркнула, что с книгами мы сталкиваемся с самого раннего детства и их значение очень велико в развитии ребёнка. Они расширяют кругозор, знакомят с ранее неизвестными явлениями, учат новому, помогают, воспитывают, формируют первые общественные навыки, передают знания и опыт предшествующих поколений. Благодаря чтению книг закладываются нравственность, человечность и моральные качества.

Литературное чтение детей 0+ как основа формирования культурного человека, нравственные ценности детской литературы и их роль в формировании российской гражданской идентичности, основные принципы работы по приобщению детей к художественной литературе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – эти вопросы были рассмотрены Угловой Натальей Вячеславовной, кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой гуманитарного и эстетического образования Липецкого института развития образования.

В выступлении «Читаем детям: правильные книги для развития детей», представленном Горбуновой Татьяной Александровной, педагогом-психологом, ведущим методистом по дошкольному образованию ООО «Просвещение-Союз» /г. Москва/, акцент был сделан на ряде вопросов: безопасности и качестве книг для детей, на том, что значит книга в развитии современного ребёнка, на чтении им художественной литературы, на процессе чтения как средстве развития эмоционального интеллекта, на формировании предпосылок читательской грамотности детей дошкольного возраста.

Главные библиотекари отдела продвижения детского чтения Липецкой областной детской библиотеки выступили с рекомендациями-обзорами литературы для дошкольников, рассмотрели вопросы, связанные с влиянием литературы на становление личности дошкольников, её нравственные ценности.

В обзоре «Живая классика» Замолоцких Ольга Николаевна (главный библиотекарь отдела продвижения детского чтения Липецкой областной детской библиотеки) призвала начать с чтения доброй классической литературы, написанной умными и внимательными авторами. Помимо всем известных и любимых Александра Пушкина, Агнии Барто, Самуила Маршака, Астрид Линдгрен, она напомнила о других, не менее интересных писателях-классиках, среди которых Дмитрий Мамин-Сибиряк, Саша Чёрный, Константин Ушинский, Евгений Пермяк, Ирина Токмакова, Юрий Дружков, Свен Нурдквист, Зденек Миллер.

Батаева Наталья Владимировна (главный библиотекарь отдела продвижения детского чтения областной детской библиотеки) рассмотрела современные векторы чтения, предложила ответ на самый частый вопрос молодых родителей: «Каких современных авторов можно почитать с малышами?». Она рассказала о творчестве Холли Вебб, Анны Казалис, Ларисы Сурковой, Корнелии Спилман, Елены Качур, Тамары Крюковой.

Корнеева Светлана Николаевна (главный библиотекарь отдела продвижения детского чтения областной детской библиотеки) в сообщении «Липецкие писатели – детям» познакомила слушателей с творчеством местных детских авторов: членов Союза Российских писателей Галины Соболевой и Тамары Алексеевой, обладательницы множества литературных наград, в копилке которой и Международная детская литературная премия имени В.П. Крапивина в номинации «Выбор Командора» (за книгу «Мои соседи соколы», 2020) Алёны Кашуры и другими.

Участники образовательного события подчеркнули: в первые годы ребёнок заинтересован окружающей его действительностью, он стремится познать мир только с помощью пока свойственных его возрасту психических процессов: ощущения, восприятия, внимания. Дети очень любят, когда им читают книги вслух взрослые. Благодаря этому малыш развивается: улучшается память, воображение, слух. Ребёнок может вдохновиться прочитанным рассказом или сказкой и приступить к собственному творчеству, сочиняя приключенческие истории.

Рекомендации всех спикеров однозначны: чем раньше соприкоснется человек с литературой, тем быстрее в нём разовьётся широта интересов, духовное богатство, понимание красоты. Поэтому знакомить детей с литературой, прививать любовь к книге необходимо с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста, как правило, читать не умеют. Поэтому ознакомление их с литературой, привитие им любви к книге осуществляют воспитатели в детских садах и родители – дома.

В образовательном мероприятии приняли участие заведующие дошкольными образовательными организациями, их заместители, методисты, воспитатели, специалисты муниципальных органов управления образованием, курирующие данное направление.



Похожие записи

10.12.2024
Заместители директоров — активные...
Новый образец бережливой организации —...
VIII Всероссийский съезд работников...
Динамическая математика для Липецких учителей