Межрегиональная научно-практическая конференция «Современное образование – вызовы XXI века: традиции и инновации, проблемы и перспективы развития»
4 декабря 2025 года ГАУДПО ЛО «ИРО» провел межрегиональную научно-практическую конференцию «Современное образование – вызовы XXI века: традиции и инновации, проблемы и перспективы развития».
Работа конференции осуществлялась на четырех тематических площадках на базе «Института развития образования» и МБОУ СОШ №46. Участниками конференции стали 100 педагогов Липецкой области.
Традиционно конференцию открыло пленарное заседание, на котором была представлена система работы кафедры ИМиЕНО через призму современных образовательных трендов и вызовов времени. С докладом выступила Гончарова Алла Николаевна, старший преподаватель кафедры ИМиЕНО.
Региональный опыт внедрения цифровых инструментов в преподавании информатики и естественно-научных предметов представил Крутиков Максим Андреевич, проректор по инновационной деятельности и профессиональному образованию ГАУДПО ЛО «ИРО», кандидат педагогических наук.
Опытом организации методической работы с учителями естественнонаучного направления в школах и муниципалитетах республики Коми поделилась Чернова Наталия Владиславовна, старший методист ГОУ ДПО КРИРО г. Сыктывкар Республики Коми, а Яковлев Илья Валентинович,
учитель биологии ГАНОУ «Арктическая школа» РС (Я), педагог дополнительного образования ГАНОУ РЦ РС (Я) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)» представил систему подготовки обучающихся к олимпиадам по биологии.
Бутова Анна Валерьевна, учитель биологии, заместитель директора МАОУ «Лицей 44» г. Липецк, председатель отделения РУМО учителей биологии Липецкой областирассказала об эффективной модели профориентации старших школьников – медицинском предуниверсарии.
Цуканова Светлана Александровна, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года – 2022», учитель физики МБОУ им. Л.Н. Толстого поделилась опытом формирования единой образовательной среды на уроках физики через интеграцию урочной и внеурочной проектной деятельности.
Доцент кафедры математики и физики ЛГПУ имении П. П. Семенова-Тян-Шанского, кандидат физико-математических наук Фомина Татьяна Петровна рассказала о проблемах и перспективах повышения качества математического образования в современной образовательной среде.
На пленарном заседании поднимались и вопросы воспитания: о воспитательном потенциале обучения в казачьих кадетских классах рассказал
победитель регионального этапа конкурса «Учитель года – 2024», преподаватель-организатор ОБЗР МБОУ СОШ № 2 с. Казаки Елецкого района Соболев Станислав Александрович.
В работе секции №1 обсуждались методология, практика и перспективы обновленного содержания общего образования на основе ФГОС и ФОП: реализация межпредметных технологий при преподавании химии и биологии; развитие критического мышления на уроках физики; преподавание математики в профильных классах; вариативность интеграции общего и дополнительного образования в условиях ФГОС; использование искусственного интеллекта в образовании; работа с текстовыми задачами на уроках физики и подготовка школьников 5-6 классов к изучению предмета «Физика» (опережающее обучение).
Участники секции №2 рассмотрели вопросы модернизации предмета «Труд (технология)» и перспективы его преподавания; роль учебно-материальной базы в повышении качества технологического образования; профессионально-ориентированное обучение детей с ОВЗ; формирование мышления к созданию образовательной экосистемы. Большой интерес участников конференции вызвали мастер-классы: работа с тонколистовым металлом; изготовление брелоков с использованием станка лазерной резки; выполнение дизайна визиток в компьютерных программах и мобильных приложениях; искусство промта: как разговаривать с ИИ.
Работа секции №3 была направлена на диссеминацию инновационного опыта педагогов естественнонаучной направленности и характеризовала такие направления деятельности, как: формирование функциональной грамотности, путем применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС с использованием преемственности и регионального компонента; формирование ESG – грамотности обучающихся на уроках химии и биологии; использование возможностей искусственного интеллекта для повышения качества обучения на уроках биологии; использование новых, нестандартных технологий и форматов для эффективного изучения курса агрохимии; организация работы агрокласса в условиях сельской школы; предпрофильное обучение как инструмент профессионального самоопределения учащихся; интерактивные формы обучения биологии; формирование инженерного мышления школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности; формирование метапредметных знаний на уроках естественнонаучной направленности и разработка и использование ситуационных задач в образовательной деятельности.
В работе секции №4 были рассмотрены важные вопросы системы развития предмета «Основы безопасности и защиты Родины»: пути реализации и методы развития предметной области «Основы безопасности и защиты Родины»; формирование материально-технической базы предметной области ОБЗР, как условие качественной реализации программы обучения; предметно-методическая подготовка преподавателей ОБЗР по профилактике потребления наркотических, токсических и других психоактивных веществ;
анализ муниципального этапа ВсОШ по предмету ОБЗР на основе опыта г. Липецка; как сделать уроки ОБЗР интересными и безопасность детей с ОВЗ.
Участники конференции дали высокую оценку мероприятия, способствующего как профессиональному, так и личностному развитию педагога. Они отметили, что конференция — это не просто событие, это возможность для каждого из участников поделиться опытом, раскрыть свои таланты и искренне вдохновиться идеями своих коллег.

























