Межрегиональный методический форум Липецкой области
22 августа 2023 года на площадке ГАУДПО ЛО «ИРО» состоялся Межрегиональный методический форум (далее – Форум). Организатор мероприятия – Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников при поддержке Федерального методического центра Академии Минпросвещения России, который представила Марина Мищерина, ведущий эксперт.
Мероприятие, проводимое в Год педагога и наставника, было запланировано в рамках образовательного марафона «Флагманы образования», и проводилось с целью повышения эффективности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
В работе Форума приняли участие свыше 110 представителей методических служб: специалисты МОУО, осуществляющие методическое сопровождение педагогов, в том числе – в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», руководители образовательных организаций, члены регионального методического актива, председатели региональных учебно-методических объединений.
На пленарном заседании с приветственным словом выступил Алексей Волков, заместитель начальника управления образования и науки Липецкой области. Он отметил высокий уровень важности повышения методических компетенций педагогов, так как это умение позволяет грамотно спроектировать образовательный процесс, повысить интерес учеников и их успешность.
О современных вызовах и приоритетах развития методической службы системы образования рассказала Марина Мищерина, ведущий эксперт ФМЦ Академии Минпросвещения. Современные условия формируют особые требования к личности педагога, который должен стать примером для своих учеников, воспитывая их, направляя и развивая, при этом – развиваясь. В стране создана система методической поддержки педагога на всех уровнях – от федерального до институционального, разработаны сервисы, позволяющие педагогу проектировать образовательные программы, планировать занятия.
Об организации методической поддержки школ с низкими образовательными результатами рассказала Елена Есина, и. о. ректора ГАУДПО ЛО «ИРО». В регионе разработана методика выявления таких школ, основанная на данных, полученных по результатам государственной итоговой аттестации за три последних года. С целью повышения качественных характеристик образования проводились собеседования с административными командами, были определены формы и содержание адресной методической помощи, что позволило повысить целевое значение показателя результативности 57% школ, относящихся к категории ШНОР.
О роли ЦНППМ в формировании региональной методической инфраструктуры для адресного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров рассказала Елена Мерзлякова, руководитель ЦНППМ ГАУДПО ЛО «ИРО». Были проанализированы результаты, достигнутые в рамках функциональной нагрузки ЦНППМ как регионального координатора региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, а также проанонсированы предстоящие события Центра.
О региональном проекте, направленном на индивидуализацию информационного сопровождения педагогических работников, проинформировала Татьяна Фурсова, проректор по социально-экономическому развитию ГАУДПО ЛО «ИРО».
Далее работа Форума проходила по пяти тематическим площадкам:
– «Целевая модель наставничества: системный подход к реализации в образовательной организации»;
– «Школа Минпросвещения России: от стратегии – к действию»;
– «ИОМ: проектируем, сопровождаем, развиваем»;
– «Адаптация молодых педагогов в школе: эффективные инструменты и практики»;
– «От обучения языку к постижению культуры».
В формате стратегических сессий, мастер-классов, дискуссий, методических мастерских, педагогических игр были обсуждены наиболее актуальные вопросы методической поддержки:
– проект профессионального стандарта «Наставник», законопроект «О наставничестве», Ассоциация Наставников;
– ИОМ как инструмент непрерывного профессионального развития педагогических работников;
– адаптация молодых педагогов в школе: эффективные инструменты и практики.
Особое внимание было уделено обсуждению проекта «Школа Минпросвещения России». Опыт Воронежской области в его реализации представила Наталья Прокофьева, руководитель обособленного подразделения ВИРО им. Н. Ф. Бунакова в Павловском муниципальном районе Воронежской области. Муниципальный опыт аналитики результатов самодиагностики и формированию маршрутов развития общеобразовательных организаций презентовала Наталья Измайлова, методист МБУ КИРО и РО г. Лебедянь, муниципальный куратор проекта. В рамках стратегической сессии были рассмотрены инструменты стратегического анализа, позволяющие получить объективные результаты и выстроить траекторию развития образовательных организаций муниципалитетов.
Участники мероприятия отметили высокий уровень его значимости в обеспечении методической поддержки педагогов на различных уровнях.