От обучения языку к постижению культуры
22 августа 2023 года в «Институте развития образования» Липецкой области в рамках регионального методического форума кафедрой гуманитарного и эстетического образования совместно с «Калужским государственным институтом развития образования» и при участии «Института стратегии развития образования» была проведена стратегическая сессия «От обучения языку к постижению культуры»
Мероприятие, посвящённое Году педагога и наставника, объединило работу липецких, калужских и московских филологов и позволило обменяться опытом учителям предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература». В стратегической сессии приняли участие 70 педагогов трёх регионов России, председатели региональных учебно-методических объединений.
На заседании с приветственным словом к участникам мероприятия обратилась С.Н. Распопова, заместитель директора «Калужского государственного института развития образования», отметила важность совершенствования предметных и методических компетенций учителей русского языка и литературы, родного языка и родной литературы, подчеркнула роль словесника в реализации государственной политики в сфере образования.
Принципы отбора содержания, требования к планируемым результатам по русскому языку и родному (русскому) языку в основной и средней общеобразовательной школе были рассмотрены И.Н. Добротиной, заведующим лабораторией филологического общего образования, научным сотрудником «Института стратегии развития образования», автором более 100 научных статей и учебных пособий (г. Москва). Также И.Н. Добротина предложила рекомендации по взаимодействию семьи и школы в вопросах сохранения «живого слова» родного языка.
С позиций культурно-исторического аспекта было представлено изучение русского языка как ключевого условия в формировании гражданской идентичности учащихся в выступлении Н.Ю. Проскурниной, методиста отдела технологии обучения и методики преподавания предметов «Калужского государственного института развития образования».
Возможности междисциплинарного урока как средства приобщения современных школьников к духовной культуре раскрыла Е.П. Зубова, учитель русского языка и литературы «Средней общеобразовательной школы» г. Калуги.
Подходы к изучению произведений русской культуры на уроках русского языка и литературы раскрыла Е.В. Блохина, учитель русского языка и литературы «Кировского лицея им. Ю.Е. Уборцева» Кировского района Калужской области.
На развитии культурного потенциала школьников через изучение текстов об исторических свершениях земляков сделала акцент Н.С. Ивушкина, учитель русского языка и литературы «Перемшльской средней общеобразовательной школы» Перемышльского района Калужской области.
На потенциале уроков русского (родного) языка с позиций культурно-исторического аспекта остановилась Н.А. Герасимова, учитель русского языка и литературы «Лев-Толстовской средней общеобразовательной школы» Дзержинского района Калужской области.
Мастер-класс «Где логика в произведениях русской литературы?» был проведён А.В. Поповой, учителем русского языка и литературы п. Солидарность Елецкого района Липецкой области, абсолютным победителем областного публичного конкурса «Учитель года Липецкой области-2023», участником заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2023 года, который пройдёт в Московской области с 21 сентября по 5 октября 2023 г.
Мастер-класс «Технология критического мышления на уроках родной русской литературы» был представлен А.И. Коротких, учителем русского языка и литературы «СОШ с. Конь-Колодезь» Хлевенского муниципального района Липецкой области, победителем областного публичного конкурса «Учитель года Липецкой области-2021», участником заключительного (очного) этапа конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск, 18 – 24 сентября 2023 г.).
Балансу традиций и новаторства «Липецкого опыта» на уроках русского языка и литературы сегодня было посвящено выступление Н.В. Афанасовой, учителя русского языка и литературы «Лицея № 3 им. К.А. Москаленко г. Липецка», руководителя регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Липецкой области учителей русского языка и литературы, родного языка и родной литературы.
Возможные варианты изучения произведений родной русской литературы в школе в контексте регионоведческого аспекта были обозначены Н.В. Угловой, заведующим кафедрой гуманитарного и эстетического образования «Института развития образования» Липецкой области, руководителем Липецкого регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка». В рамках стратегической сессии прошло заседание регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Липецкой области учителей русского языка и литературы, родного языка и родной литературы.
Участники образовательного события подчеркнули его актуальность, высокий содержательный методологический и методический уровень докладов и мастер-классов, обозначили векторы дальнейшего сотрудничества.