Образовательный интенсив для педагогических работников с участием ведущих специалистов в области инклюзивного образования
6-7 июня 2024 года на площадке ГАУДПО ЛО «ИРО» ЦНППМПР прошли два значимых для специалистов сферы образования мероприятия: практикоориентированное занятие для работников дошкольных образовательных организаций и учителей начальных классов, работающих как с нормотипичными детьми, так и с обучающимися с особыми образовательными потребностями, и межрегиональный семинар для педагогических работников по теме «Формирование толерантности в системе инклюзивного образования».
Мероприятия собрали вместе ведущих специалистов в области инклюзивного образования, среди которых были приглашенные спикеры из Москвы: Галанов Александр Сергеевич, ведущий специалист по научно-методическим разработкам Центра инновационных технологий в образовании города Москвы, и Фатеева Наталья Юрьевна, методист проекта «Сиреневая студия».
Основная тема для обсуждения – современные инновационные технологии, применяемые при создании инклюзивной среды для развития дошкольников и учащихся начальной школы, имеющих особые потребности в процессе обучения. Большое внимание было уделено роли современной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ и школах, которая рассматривается как территория для развития инженерного, технического мышления, навыков конструирования, программирования и других компетенций детей «цифрового поколения».
Цель семинара – информирование педагогических работников об особенностях создания безопасной и дружественной образовательной среды для всех обучающихся и демонстрации различных форм эффективного образовательного партнерства.
Участниками семинара стали педагогические работники дошкольного и начального общего образования, педагоги дополнительного образования. Один из ключевых вопросов семинара касался аспекта воспитания толерантности у всех участников современного образовательного процесса. Были представлены различные методики психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации обучающихся в инклюзивной образовательной среде.
Один из докладов был посвящен опыту работы детского театра как средства социализации и адаптации в обществе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Также были представлены результаты использования глины и керамики в арт-терапии для развития навыков коммуникации и социальной адаптации детей и подростков с ОВЗ.
В рамках семинара были рассмотрены методы и подходы к коррекции проблемного поведения у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями.
Сотрудники кафедры общей педагогики и специальной психологии ГАУДПО ЛО «ИРО» также поделились опытом и практическими рекомендациями для педагогов и специалистов в области инклюзивного образования с целью достижения гармоничного развития личности каждого ребенка.
В блоке, посвящённом работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках системы дополнительного образования, выступили педагоги областных и муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные адаптивные программы.
Благодаря активному участию педагогов из разных образовательных организаций, ГАУДПО ЛО «ИРО» ЦНППМПР в течение двух дней являлся площадкой по обмену опытом и знаниями между специалистами в области инклюзивного образования из разных регионов: участники узнали о новых методах и технологиях, которые могут быть использованы для создания благоприятной образовательной среды для всех обучающихся, включая тех детей, которые имеют особые образовательные потребности. Мероприятия в рамках образовательного интенсива способствовали развитию профессиональных навыков педагогов и специалистов, работающих в сфере инклюзивного образования, для повышения качества образования и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.