Преподавание русского языка и литературы, родного языка и родной литературы в 2022-2023 учебном году
29 августа 2022 года проведено учебно-методическое объединение учителей русского языка и литературы, родного языка и родной литературы на базе Липецкого института развития образования.
Актуальные направления обновления содержания филологического образования в общеобразовательной школе стали предметом профессионального анализа на заседании учебно-методическое объединение учителей русского языка и литературы, родного языка и родной литературы Липецкой области.
Углова Н.В., заведующий кафедрой гуманитарного и эстетического образования отметила, что в настоящее время существенно обновилось содержание школьного образования. Это обусловлено появлением в новых нормативных документов, отвечающих на вызовы времени:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО № 287 утв. 31.05.2021),
– «Универсального кодификатора распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по русскому языку»,
– «Универсального кодификатора распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания по литературе»,
– «Примерной рабочей программы основного общего образования. Русский язык»,
– «Примерной рабочей программы основного общего образования. Литература»,
– «Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования»,
– «Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования»;
– «Примерной программы воспитания» и др.
Ключевая роль в успешности социализации личности и возможности её профессиональной самореализации, развитии ключевого метапредметного умения современного школьника – умения учиться в течение всей жизни отводится овладению обучающимися русским языком. Существуют различные направления организации учителем работы с текстами разных видов, пути формирования функциональной (читательской) грамотности, способы повышения уровня мотивации школьников к изучению русского языка и литературы.
Вопросы проектирования рабочей программы были рассмотрены Натальей Владимировной Афанасовой, руководитель РУМО учителей русского языка и литературы, родного языка и родной литературы, учитель МБОУ «Лицей № 3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка.
Тот факт, что русский язык является фундаментальной основой единства страны, обязывает каждого учителя русского языка и литературы, родного языка и родной литературы обеспечить его преподавание на высоком профессиональном уровне, учитывая современные достижения филологической, педагогической, методической науки, применяя в процессе преподавания традиционные и новые, хорошо зарекомендовавшие себя в современных условиях, средства и технологии обучения. Именно поэтому в системе общего образования предметы «Русский язык» и «Литература» занимают особое место среди предметов школьного цикла. Важной задачей учителя становится не только формирование у учащихся системных знаний, но и представлений о взаимосвязи языка и культуры, истории народа, воспитание бережного отношения к русскому языку как государственному и языкам народов Российской Федерации, формирование понимания, что они являются национальным достоянием.
На заседании УМО были скоординированы планы на учебный год, обозначены стратегические направления деятельности методической службы региона.