Проектно-исследовательская деятельность – база для достижения метапредметных результатов образования
Региональный практико-ориентированный семинар «Технологии достижения метапредметных результатов образования в рамках урочной и внеурочной деятельности через проектно-исследовательскую деятельность» в рамках региональной инновационной площадки «Создание эффективного метапредметного пространства для учащихся через проектно-исследовательскую деятельность» состоялся 18 марта 2025 года в школе им. Л.Н. Толстого.
В рамках семинара участники увидели примеры достижения не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов в урочной и внеурочной деятельности с помощью проектных и исследовательских методов.
В формате стендовых докладов обучающиеся школы презентовали разнообразные проекты, выполненные в текущем учебном году: исследование почв пришкольного участка, создание «зелёной» кровли зданий, литературного календаря на 2025 год как средства привлечения к чтению и многие другие.
Участники образовательного события посетили открытые уроки в начальной и основной школе, на которых обучающиеся продемонстрировали, какими универсальными учебными действиями они овладевают через проектно-исследовательскую деятельность. Учитель географии Наталия Владимировна Коннова организовала в 8 классе выполнение мини-проектов по теме «Природные ресурсы природно-хозяйственных зон России», отдельное внимание уделила особенностям Липецкой области. Наталья Михайловна Ряховская на уроке литературы в 6 классе использовала приёмы исследовательской деятельности при изучении проблематики рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Галина Викторовна Ушакова, учитель начальных классов, на уроке математики во 2 классе использовала элементы исследовательской деятельности при изучении арифметических действий и правил умножения чисел. Татьяна Александровна Заплотина, учитель начальных классов, на уроке во 2 классе организовала выполнение групповых мини-исследований.
Учителя школы имени Л.Н. Толстого провели мастер-классы: «Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ», «Параметрическое конструирование в САПР», «QR-код как интерактивное средство обучения и воспитания обучающихся», «Проект всем классом на уроке иностранного языка». Так, Ольга Александровна Крылова и Юлия Владимировна Титова, учителя истории и обществознания, на мастер-классе продемонстрировали возможные пути преодоления сложностей в ходе проектной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Татьяна Александровна Некрылова, учитель «Труда (технологии)», дала методический комментарий параметрического конструирования в САПР как элемента учебного проектирования. Ирина Викторовна Рахманова, учитель иностранного языка, на мастер-классе представила QR-код как интерактивное средство обучения и воспитания школьников при разработке ими проектов. Маргарита Дмитриевна Григорян на мастер-классе «Проект всем классом на уроках иностранного языка» поделилась практикой подготовки детей к совместному проектированию.
Коллектив школы продемонстрировал педагогические практики использования проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности. Руководитель центра «Точка Роста» Светлана Александровна Цуканова представила опыт школы в рамках проектно-исследовательской деятельности, обозначила текущие и перспективные направления работы центра для создания метапредметного пространства.
Сотрудники кафедры гуманитарного и эстетического образования «Института развития образования» Липецкой области рассмотрели нормативно-документационное и методическое обеспечение образовательного процесса. Ольга Викторовна Дуванова, старший преподаватель кафедры, познакомила участников встречи с новеллами в законодательстве, регулирующими педагогическую деятельность, а также новыми приёмами и направлениями в образовании, которые помогают эффективно работать над достижением метапредметных образовательных результатов. Наталья Вячеславовна Углова, канд. филол.наук, заведующий кафедрой, проанализировала чтение как метапредметный результат обучения в цифровую эпоху, отметила особенности цифрового учебного чтения в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Марина Николаевна Несова, и.о. директора школы имени Л.Н. Толстого, и Галина Владимировна Прибылова, заместитель директора, обозначили направления деятельности инновационной площадки, наметили перспективы развития.
Участники мероприятия поблагодарили за возможность увидеть на практике, как организация проектно-исследовательской деятельности на различных уроках и во внеурочной деятельности помогает достижению метапредметных образовательных результатов и повышению качества образования.