По запросу Образовfybt ничего не найдено

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования

30 января 2023 года на базе ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» состоялся региональный методический обучающий семинар педагогов образовательных организаций Липецкой области по теме: «Внедрение ФГОС СОО: вектор движения (русский язык, литература, родной (русский) язык, родная (русская) литература, история, обществознание, иностранные языки)».

В рамках методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров в регионе «Институт развития образования» Липецкой области продолжает работу по подготовке к реализации обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования содержание. С учётом практики организации образовательного процесса реализация образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО начнётся с 1 сентября 2023 года.

ФГОС СОО обновлено с учётом ведущих направлений научно-технологического развития страны, приоритетов государственной политики в области воспитания и образования. Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.

В соответствии с обновлённым ФГОС СОО учебный план обучения должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углублённом уровне в соответствии с выбранным профилем обучения. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» может быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.

Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации независимо от профиля обучения.

Важным изменением является включение изучения некоторых учебных предметов на углублённом уровне на уровне среднего общего образования, в том числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе – обществознания. В этой связи для усиления правоведческой и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов, как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углублённого уровня.

Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объёме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы, как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих предметов.

Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание». В связи с тем, что такие предметы, как «Право», «Экономика», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось.

В настоящее время благодаря утверждению обновлённого ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.

Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации. Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

Педагогические работники и руководители образовательных организаций региона, помимо методического сопровождения по вопросам реализации обновлённого ФГОС СОО со стороны сотрудников «Института развития образования», могут получить индивидуальную консультативную помощь, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования». На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации рабочих программ по учебным предметам.

В ходе семинара, организованного и проведённого кафедрой гуманитарного и эстетического образования, рассматривались вопросы, связанные с реализацией принципов обновлённых ФГОС СОО в педагогической практике образовательных организаций Липецкой области в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Особое внимание уделялось проблемам, связанным с нормативным сопровождением образовательного процесса с учётом требований обновлённых ФГОС, изменениям в учебной программе и внедрением новых учебно-методических комплектов в дисциплинах гуманитарно-социального цикла. Участникам образовательного события были предложены рекомендации по организации работы по подготовке к переходу на обновлённые ФГОС СОО.

В мероприятии активное участие приняли педагоги общеобразовательных организаций, преподаватели и методисты учреждений профессионального образования.



Похожие записи

28.05.2024
Пути реализации национального проекта...
КПК «Современные подходы к организации...
Расширенное заседание отделения...
24.05.2024
Установочный семинар для...