По запросу Образовfybt ничего не найдено

Региональный день учителя русского языка и литературы, родного языка и родной литературы

17 марта 2023 года в рамках мероприятий, посвящённых Году педагога и наставника, «Институтом развития образования» Липецкой области организован и проведён региональный День учителя русского языка и литературы, родного языка и родной литературы «Педагог-словесник XXI века».

Мероприятие объединило педагогов всех муниципалитетов нашей области, общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, преподавателей высшей школы и будущих учителей – сегодняшних студентов.

День предметника проходит ежегодно: с одной стороны, предоставляет возможность для серьёзного методического диалога единомышленников, с другой, позволяет продемонстрировать огромный потенциал педагогов-практиков, их достижения и даёт импульс для дальнейшего профессионального, личностного роста наставников. Углова Н.В., заведующий кафедрой гуманитарного и эстетического образования «Института развития образования», обозначила особенности преподавания русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования.

В ходе общественно-научной методической дискуссии был выявлен ряд позитивных тенденций в организации преподавания русского языка и литературы, родного языка и родной литературы. Среди приоритетов региональной системы образования – обеспечение готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности с учётом культурологического компонента, профессиональный рост учителя-словесника нового типа, соответствующего требованиям глобального информационного общества, знающего культурные и языковые особенности народа, ориентирующегося в современной информационно-образовательной среде.

Глубоким и новаторским стало выступление Расторгуевой В.С., заведующего кафедрой теории и методики преподавания русского языка и литературы «Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского», посвящённое изучению современной поэзии в школе, анализу произведений Донбасского текста. Практико-ориентированное сообщение Титовской Н.А., учителя русского языка и литературы «Лицей 44» г. Липецка, продемонстрировало возможности использования приёмов, направленных на активизацию мыслительной и познавательной деятельности в процессе развития читательской грамотности обучающихся. Интересен опыт современных педагогов-практиков, создающих тематические, проблемные проекты, один из таких – «Читаем вместе» – представил Мешков М.Н., учитель русского языка и литературы школы № 29 г. Липецка «Университетская», абсолютный победитель городского профессионального конкурса «учитель года-2016».

В большинстве муниципалитетов организована работа постоянно действующих научно-методических семинаров, педагогических мастерских, проводятся мастер-классы для педагогов, функционируют инновационные площадки. Существенную роль в реализации обновлённых ФГОС ООО и ФГОС СОО играет внеурочная деятельность. Интереснейший опыт работы педагога-наставника в данном направлении был представлен Жраковой Т.А., учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Красное Липецкой области.

Во многих образовательных организациях идёт активная и плодотворная работа по участию в конкурсном движении и педагогов, и обучающихся: это и «Флагманы образования. Школа», и Всероссийский конкурс сочинений, и конкурс научно-исследовательских работ им. Менделеева (Москва), и всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Пушкин и мировая культура» (Санкт-Петербург), и международный конкурс научно-исследовательских работ «Старт в науке» (Сочи), и международный конкурс «Без срока давности. В этом ракурсе было построено выступление Ирзаевой Ю.С., учителя русского языка и литературы МБОУ СШ № 70 г. Липецка, финалист конкурса педагогического мастерства «Флагманы образования. Школа».

Во всех выступлениях спикеров Дня учителя русского языка и литературы звучала мысль: «Учитель, воспитай ученика!». Для педагога-словесника XXI века этот императив становится основополагающим. Система наставничества Всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена» этому наглядное подтверждение. Безусловно, «Большая перемена» – конкурс возможностей. Литературные и медийные проекты в рамках направления «Расскажи о главном!» липецкого школьника Корабельникова Ивана (учащегося 11 класса, призёра Всероссийского конкурса «Большая перемена» в 2021 г., победителя Всероссийского конкурса «Большая перемена» в 2022 г.) и его наставника Олейник Л.М., учителя английского языка МАОУ СШ № 55 г. Липецка «Лингвист», вызвали большой интерес среди участников мероприятия. К этому направлению словесники Липецкой области продолжат обращаться и в дальнейшем.

Уникальные возможности для выявления и поддержки гуманитарно одарённых учащихся, для популяризации русского языка как языка международного общения предоставляет олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Озерова О.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 1 им. Героя Советского Союза Кузнецова Н.А. г. Чаплыгина Липецкой области, обозначила необходимость продолжения рассмотрения данной проблематики, что также предопределило тему последующих профессиональных встреч.

Особая сфера филологического образования – преподавание русского языка и литературы, родного языка и родной литературы в профессиональных образовательных организациях. Тема, предложенная Котяевой Н.Н., преподавателем русского языка и литературы «Липецкого индустриально-строительного колледжа», «Методы и приёмы, способствующие актуализации познавательного интереса студентов СПО на уроках родного языка», вновь получит практическое применение в ближайшем мастер-классе для педагогов-словесников.

Традиционным стало участие в конкурсном движении студентов «Елецкого медицинского колледжа имени Героя Советского Союза К.С. Константиновой». Роль наставника в подготовке исследовательского проекта ключевая. Сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны – сильнейший мотиватор наставнической пары: такой подход был предложен Кряквиной С.Б., начальником учебно-методического отдела Елецкого медицинского колледжа, и будет рассмотрен на заседаниях следующих методических объединений.

В основе повышения интереса обучающихся к языку, литературе, культуре – связь с жизнью, использование игр, наглядности, применение мыслительных задач. Заслуживает внимания и самых высоких оценок деятельность школьных театров, театральных студий. Так, в Липецкой области значительную роль играет театральная деятельность школьников под руководством наставников. Справедливо наблюдение «Служенье муз не терпит суеты…». Темы «Школьный театр как традиционная форма организации коллективного детского художественного творчества в современном школьном литературном образовательном процессе», «Театр – ты мир»: школьный театр и уроки литературы» требуют безусловного погружения. Многолетний опыт работы гимназии № 12 «Гармония» г. Липецка – прекрасный пример тому: деятельность наставников Чупрына Н.В. и Охват О.В. преломилась в великолепно представленной композиции «Вечер в литературной гостиной», посвящённой поэзии Серебряного века.

Интересен опыт каждого педагога, воспитывающего у учащихся национальное самосознание, любовь и уважение к культуре. Можно сделать вывод о том, что методические разработки липецких учителей и преподавателей русского языка и литературы интересны как в урочной, так и во внеурочной деятельности, их можно транслировать. Наряду с этим, системная, комплексная, практическая работа педагогов-словесников продолжится в каждой образовательной организации с учётом местной специфики и традиций.



Похожие записи

20.12.2024
Оценочные процедуры по русскому языку и...
В ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»...
Итоги регионального конкурса «Успешные...
Завершилось обучение слушателей на курсах...