Социально значимый образовательно-просветительский проект «Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства»
В рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» сотрудники кафедры гуманитарного и эстетического образования «Института развития образования» Липецкой области представили результаты проекта.
В Храме Христа Спасителя на диалоговой площадке «Результаты просветительского проекта «Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства» в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» выступили сотрудники «Института развития образования» Липецкой области, Липецкой и Елецкой епархии. Н.В. Угловой, заведующей кафедрой гуманитарного и эстетического образования «Института развития образования» рассмотрены пути решения проблем, перспективы внедрения в жизнь результатов социально значимого образовательно-просветительского проекта “Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства”, изложен опыт образовательных организаций Липецкой области.
Проект представляет собой вариант общественно-государственного соработничества в сфере образования, в том числе религиозного образования и катехизации. По инициативе Синодального отдела религиозного образования и катехизации при поддержке автономной некоммерческой организации содействия развитию гуманитарного образования «Клевер Лаб» и радио «Вера» разработан социально значимый образовательно-просветительский проект «Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства».
В связи с имеющимся богатейшим опытом организации духовно-нравственного развития личности гражданина России в проекте к участвовали разных регионов России: Липецкой, Ивановской, Калужской, Московской, Нижегородской, Свердловской, Ярославской областей, городов: Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и др.
В проекте приняли участие сотрудники институтов развития образования, священнослужители, учителя, учёные-методисты, преподаватели высшей школы, писатели, экскурсоводы, специалисты органов управления образованием регионального и муниципального уровней, руководители и педагогические работники образовательных организаций системы общего образования.
Цель проекта: защита традиционных духовно-нравственных ценностей как одного из национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России на современном этапе.
Актуальность и практическая значимость данного проекта заключается в востребованности современного научно-методического инструмента, способствующего формированию культурно-образовательной среды человека, общества, государства.
Задачи проекта:
– обобщить имеющийся опыт построения терминосистемы (методические термины и понятия) духовно-нравственных ценностей и смыслов в жизни человека, общества, государства;
– разработать глоссарий методических терминов и понятий (духовно-нравственные ценности и смыслы);
– разработать комментарий к глоссарию (подготовить сборник «Научно-методический комментарий к глоссарию духовно-нравственных ценностей и смыслов»).
Ход реализации проекта находил отражение на платформе Автономной некоммерческой организации содействия развитию гуманитарного образования «Клевер Лаб».
Приветствие Президента России Владимира Путина огласил полномочный представитель главы государства в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев. «Убеждён, успешное движение России вперёд, её суверенитет и национальная безопасность напрямую зависят от сбережения нашей исторической памяти, духовных основ, нравственных ценностей, воспитания молодёжи на высоких образцах патриотизма и гражданственности», – сказал Владимир Владимирович Путин.
В приветственном слове Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл обратил внимание, что новые перспективы развития церковно-государственных отношений в сфере образования в воспитательной части связаны с введением Министерством просвещения во всех российских школах с этого года классных часов «Разговоры о важном». Он рассказал, что сам принял участие в проекте и поделился с детьми своими мыслями о празднике Рождества Христова. «Конечно, в значительной степени достижение задач, которые ставятся в ходе преподавания предмета, зависит от педагога. Если педагог сам живёт ценностями той традиции, основы культуры которой он преподаёт, в частности православной культуры, если он увлечённо и интересно проводит занятия, если он не морализаторствует, а приглашает приобщиться к духовному богатству религиозной культуры, то есть надежда, что в душе ребёнка это оставит глубокий добрый след, способный определять его ключевые поступки в жизни», – отметил предстоятель Русской Православной Церкви.
Обращение председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина озвучил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков. «Россия – уникальная страна, основой которой испокон веков является сотрудничество разных народов и религий, что помогает преодолевать трудности, противостоять любым угрозам, успешно решать экономические и социальные задачи. Сегодня особенно важно направить наши усилия на сохранение семейных, культурных и духовных ценностей, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Делать всё, чтобы молодые люди изучали историю Отечества, бережно относились к родному языку», – говорится в приветствии.
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов, выступая на торжественном открытии XXХI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в Государственном Кремлевском дворце, рассказал, что работа с детьми сегодня обретает поистине стратегическое значение, становится приоритетом государственной политики. «Считаем важным, чтобы именно в школе дети получали целостное представление о своей культуре, о том, в какой уникальной стране они живут, кем были их предшественники. В интересных, доступных форматах узнавали о памятных датах, трудовых и ратных свершениях своих соотечественников. Поэтому изучение истории России, родного края сегодня уже ведётся в рамках всей школьной программы и начинается с младших классов», – сказал Министр просвещения Российской Федерации.
С.С. Кравцов отметил, что ключевая роль в духовно-нравственном воспитании отводится таким предметам, как «Основы религиозных культур и светской этики» (5 – 9-е классы) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (4-й класс). «Чтобы подготовить детей к их изучению, предлагаем интегрировать темы духовных традиционных ценностей и в другие дисциплины, уже начиная с предметов «Окружающий мир», «Русский язык», «Чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство». Для разработки содержания таких тем создана экспертная группа, в состав которой вошли представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, учёные, преподаватели и другие эксперты», – отметил Сергей Сергеевич Кравцов.
По словам Министра просвещения, одна из важнейших задач системы образования – воспитание гармоничной, социально ответственной личности на основе исторических, культурных традиций, духовно-нравственных ценностей народов России. В этом направлении уже сделаны определённые шаги: созданы единые школьные программы, единые учебники, в школе дети тщательно изучают историю государственных символов, вместе с родителями посещают просветительские мероприятия, развивается институт советников директоров по воспитанию.
Он также обратил внимание, что в обновлённых федеральных государственных образовательных стандартах обозначены чёткие ориентиры для духовного, патриотического, личностного развития детей. Сергей Сергеевич Кравцов добавил, что духовно-нравственному воспитанию уделяется внимание не только на уроках, но и в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования, в том числе этому посвящены введённые с этого учебного года во всех школах внеурочные занятия «Разговоры о важном».
Глава Минпросвещения подчеркнул, что важнейшим партнёром школы в деле воспитания подрастающего поколения многие годы является Русская Православная Церковь, с которой налажено тесное плодотворное взаимодействие.
Социально значимый образовательно-просветительский проект «Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства» вносит существенный вклад образовательный процесс на современном этапе, чётко определяя мировоззренческие ориентиры всех его участников.