По запросу Образовfybt ничего не найдено

Социально значимый образовательно-просветительский проект «Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства»

В рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» сотрудники кафедры гуманитарного и эстетического образования «Института развития образования» Липецкой области представили результаты проекта.

В Храме Христа Спасителя на диалоговой площадке «Результаты просветительского проекта «Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства» в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» выступили сотрудники «Института развития образования» Липецкой области, Липецкой и Елецкой епархии. Н.В. Угловой, заведующей кафедрой гуманитарного и эстетического образования «Института развития образования» рассмотрены пути решения проблем, перспективы внедрения в жизнь результатов социально значимого образовательно-просветительского проекта “Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства”, изложен опыт образовательных организаций Липецкой области.

Проект представляет собой вариант общественно-государственного соработничества в сфере образования, в том числе религиозного образования и катехизации. По инициативе Синодального отдела религиозного образования и катехизации при поддержке автономной некоммерческой организации содействия развитию гуманитарного образования «Клевер Лаб» и радио «Вера» разработан социально значимый образовательно-просветительский проект «Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства».

В связи с имеющимся богатейшим опытом организации духовно-нравственного развития личности гражданина России в проекте к участвовали разных регионов России: Липецкой, Ивановской, Калужской, Московской, Нижегородской, Свердловской, Ярославской областей, городов: Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и др.

В проекте приняли участие сотрудники институтов развития образования, священнослужители, учителя, учёные-методисты, преподаватели высшей школы, писатели, экскурсоводы, специалисты органов управления образованием регионального и муниципального уровней, руководители и педагогические работники образовательных организаций системы общего образования.

Цель проекта: защита традиционных духовно-нравственных ценностей как одного из национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России на современном этапе.

Актуальность и практическая значимость данного проекта заключается в востребованности современного научно-методического инструмента, способствующего формированию культурно-образовательной среды человека, общества, государства.

Задачи проекта:

– обобщить имеющийся опыт построения терминосистемы (методические термины и понятия) духовно-нравственных ценностей и смыслов в жизни человека, общества, государства;

– разработать глоссарий методических терминов и понятий (духовно-нравственные ценности и смыслы);

– разработать комментарий к глоссарию (подготовить сборник «Научно-методический комментарий к глоссарию духовно-нравственных ценностей и смыслов»).

Ход реализации проекта находил отражение на платформе Автономной некоммерческой организации содействия развитию гуманитарного образования «Клевер Лаб».

Приветствие Президента России Владимира Путина огласил полномочный представитель главы государства в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев. «Убеждён, успешное движение России вперёд, её суверенитет и национальная безопасность напрямую зависят от сбережения нашей исторической памяти, духовных основ, нравственных ценностей, воспитания молодёжи на высоких образцах патриотизма и гражданственности», – сказал Владимир Владимирович Путин.

В приветственном слове Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл обратил внимание, что новые перспективы развития церковно-государственных отношений в сфере образования в воспитательной части связаны с введением Министерством просвещения во всех российских школах с этого года классных часов «Разговоры о важном». Он рассказал, что сам принял участие в проекте и поделился с детьми своими мыслями о празднике Рождества Христова. «Конечно, в значительной степени достижение задач, которые ставятся в ходе преподавания предмета, зависит от педагога. Если педагог сам живёт ценностями той традиции, основы культуры которой он преподаёт, в частности православной культуры, если он увлечённо и интересно проводит занятия, если он не морализаторствует, а приглашает приобщиться к духовному богатству религиозной культуры, то есть надежда, что в душе ребёнка это оставит глубокий добрый след, способный определять его ключевые поступки в жизни», – отметил предстоятель Русской Православной Церкви.

Обращение председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина озвучил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков. «Россия – уникальная страна, основой которой испокон веков является сотрудничество разных народов и религий, что помогает преодолевать трудности, противостоять любым угрозам, успешно решать экономические и социальные задачи. Сегодня особенно важно направить наши усилия на сохранение семейных, культурных и духовных ценностей, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Делать всё, чтобы молодые люди изучали историю Отечества, бережно относились к родному языку», – говорится в приветствии.

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов, выступая на торжественном открытии XXХI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в Государственном Кремлевском дворце, рассказал, что работа с детьми сегодня обретает поистине стратегическое значение, становится приоритетом государственной политики. «Считаем важным, чтобы именно в школе дети получали целостное представление о своей культуре, о том, в какой уникальной стране они живут, кем были их предшественники. В интересных, доступных форматах узнавали о памятных датах, трудовых и ратных свершениях своих соотечественников. Поэтому изучение истории России, родного края сегодня уже ведётся в рамках всей школьной программы и начинается с младших классов», – сказал Министр просвещения Российской Федерации.

С.С. Кравцов отметил, что ключевая роль в духовно-нравственном воспитании отводится таким предметам, как «Основы религиозных культур и светской этики» (5 – 9-е классы) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (4-й класс). «Чтобы подготовить детей к их изучению, предлагаем интегрировать темы духовных традиционных ценностей и в другие дисциплины, уже начиная с предметов «Окружающий мир», «Русский язык», «Чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство». Для разработки содержания таких тем создана экспертная группа, в состав которой вошли представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, учёные, преподаватели и другие эксперты», – отметил Сергей Сергеевич Кравцов.

По словам Министра просвещения, одна из важнейших задач системы образования – воспитание гармоничной, социально ответственной личности на основе исторических, культурных традиций, духовно-нравственных ценностей народов России. В этом направлении уже сделаны определённые шаги: созданы единые школьные программы, единые учебники, в школе дети тщательно изучают историю государственных символов, вместе с родителями посещают просветительские мероприятия, развивается институт советников директоров по воспитанию.

Он также обратил внимание, что в обновлённых федеральных государственных образовательных стандартах обозначены чёткие ориентиры для духовного, патриотического, личностного развития детей. Сергей Сергеевич Кравцов добавил, что духовно-нравственному воспитанию уделяется внимание не только на уроках, но и в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования, в том числе этому посвящены введённые с этого учебного года во всех школах внеурочные занятия «Разговоры о важном».

Глава Минпросвещения подчеркнул, что важнейшим партнёром школы в деле воспитания подрастающего поколения многие годы является Русская Православная Церковь, с которой налажено тесное плодотворное взаимодействие.

Социально значимый образовательно-просветительский проект «Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства» вносит существенный вклад образовательный процесс на современном этапе, чётко определяя мировоззренческие ориентиры всех его участников.



Похожие записи

02.07.2024
Подведены итоги регионального конкурса...
Стратегическая сессия по реализации программ...
01.07.2024
Новинки литературы и периодики. Июнь 2024
28.06.2024
В Институте развития образования подвели...