По запросу Образовfybt ничего не найдено

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РОДНОГО ЯЗЫКА И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В ходе Межрегионального мастер-класса «Лучшие практики преподавания родных языков народов России», организованного и проведённого 26 августа 2020 года ГАУДПО Липецкой области «ИРО» на базе отдыха «Бригантина», была определена стратегия и тактика реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в образовательных организациях Липецкой области.

В рамках августовских конференций педагоги-словесники региона определили перспективы стратегического развития и вопросы тактической реализации предметной области «Родной язык и родная литература». Значимым и долгожданным было выступление Ирины Нургаиновны Добротиной (к.пед.н., заведующего лабораторией филологического общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской академии образования, член авторского коллектива учебников по русскому родному языку для 1 – 9 классов, учитель русского языка и литературы ГБОУ МКЛ № 1310 г. Москвы). Спикер проанализировала нормативную базу, особенности содержания и методики преподавания учебного предмета «Родной язык (русский)», обозначила стратегические подходы к преподаванию «Родной русской литературы».

Вопросы и механизмы нормативно-правового и методического сопровождения реализации данной предметной области рассматриваются во взаимодействии с методологическими проблемами – компетенциями будущего. Модератор мастер-класса Н.В. Углова («Институт развития образования») проанализировала условия совершенствования новой грамотности школьников XXI века в контексте изучения «Родного русского языка».

В образовательных организациях Липецкой области дисциплины этой предметной области включены в учебные планы уже третий год, в регионе продолжает реализоваться сетевой межведомственный проект «Методическое сопровождение реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в современных социокультурных условиях». Педагоги анализируют накопленный опыт, определяют стратегию дальнейшей деятельности. Представленные учителями области мастер-классы – существенный вклад в единый Банк педагогических практик преподавания родных языков народов России как ресурса сохранения и развития базовых национальных ценностей российского общества, связанных с идеями мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, населяющих нашу страну.

Мастер-класс Татьяны Петровны Сараевой (к.пед.н., учителя начальных классов МБОУ лицей с. Долгоруково Липецкой области, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года 2005») «Формирование информационной компетентности младших школьников средствами учебного предмета «Русский родной язык» продемонстрировал принципы личностно ориентированного развивающего обучения, творческий подход с использованием технологии деятельностного обучения, ряд педагогических находок (эмоциональный настрой, «мастерская детской души», «мастерская мысли», «мастерская умелых рук», приём «чудесный мешочек», «банк идей»).

Мастер-класс Татьяны Евгениевны Юриной (учителя русского языка и литературы МБОУ СШ № 4 г. Чаплыгина Липецкой области) «Работа с текстом как метапредметное умение на уроках «Родного языка (русского)» основан на применении технологии развития критического мышления, создал условия для творческой самореализации личности, совершенствования познавательных способностей и коммуникативных умений участников мероприятия.

Мастер-класс Татьяны Анатольевны Боковой (учителя русского языка и литературы МАОУ СШ № 59 «Перспектива» г. Липецка) «Изучение территориальных диалектов как способ познания самобытности культуры родного края» достаточно актуален в курсе родного русского языка. Мастер-класс представляет собой обмен опытом по организации уроков родного русского языка, в ходе его был продемонстрирован опыт работы по теме «Территориальные диалекты» в 6 классе, прокомментирована эффективность применения используемых приёмов, раскрыто значение изучения территориальных диалектов в курсе родного русского языка. Также был представлен пример задания по составлению кластера, работа со словарем с использованием стикеров, упражнения на различение диалектных и общеупотребительных слов, предложены виды работ, позволяющие задействовать максимальное количество органов восприятия информации (традиционные упражнения по работе с текстом, трансляция аудиозаписи, выявляющая принадлежность слов к определённому наречию). Все эти методические инструменты – залог наиболее продуктивной учебной деятельности. Опыт работы учителя транслирует результат развития интереса учащихся не только к урокам русского и родного русского языка, но и к истории и культуре родного края в целом. Представленный опыт работы показывает вариативность использования различных средств обучения по заявленной теме.

Проведённый «Институтом развития образования» совместно с «Институтом стратегии развития образования» Российской академии образования и Липецким региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» методический консалтинг стал действенным инструментом распространения позитивного опыта учителей родных языков и тиражирование лучших педагогических практик по преподаванию родных языков народов России. Все спикеры представили опыт инновационных образовательных организаций: МБОУ лицей с. Долгоруково Липецкой области – инновационная площадка ГАУДПО ЛО «ИРО» «Формирование функциональной грамотности обучающихся в образовательном пространстве лицея; МАОУ СШ № 59 «Перспектива» г. Липецка – инновационная площадка ГАУДПО ЛО «ИРО» «Формирование и развитие читательской компетенции обучающихся»; МБОУ СШ № 4 г. Чаплыгина Липецкой области – участник сетевого инновационного проекта кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУДПО ЛО «ИРО» «Методическое сопровождение реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в современных социокультурных условиях».

К началу учебного года были подготовлены, изданы ГАУДПО ЛО «ИРО» и презентованы авторами учебно-методические пособия по реализации «Родного языка и родной литературы» как на уровне начального, основного, так и среднего общего образования:

– О реализации предметной области «Родной язык и родная литература». Учебно-методическое пособие. Автор составитель Н.В. Углова, редактор С.Н. Кирина. – РИО ИРО, 2020;

– Реализация предметной области «Родной русский язык и литературное чтение на родном языке» в начальной школе. Составители Сараева Т.П., Углова Н.В., Тигрова Н.И. – Липецк: РИО ИРО, 2020;

– Методические рекомендации «О реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в образовательных организациях Липецкой области на 2020 – 2021 учебный год [размещены на сайте «ИРО»].

В итоговом слове педагоги, спикеры, ректор «Института развития образования И.А. Шуйкова подчеркнули значимость практических наработок участников мастер-класса. Продолжение проведения очередных форсайт-сессий и стажировок на базе инновационных площадок по методическому сопровождению реализации предметной области «Родной язык и родная литература» в современных социокультурных условиях намечено в предстоящем учебном году. Материалы участников мероприятия доступны педагогам для использования в работе.



Похожие записи

07.12.2021
I Всероссийская научно-практическая...
Заседание УМО гуманитарного профиля
Региональный вебинар «Реализация программы...
Стажировка «Эффективные методы управления...