Учим для жизни. Инструменты успеха
ГАУДПО ЛО «ИРО» 6 декабря 2022 года провел региональный семинар-практикум в формате мастер-классов «Естественнонаучная грамотность. Система контекстных заданий на уроках естественнонаучного цикла».
В программе семинара представлен лучший опыт педагогов-новаторов и наставников. Семинар-практикум был направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства, утверждение приоритетов образования в обществе.
Приветствие и мотивацию участников «Функциональная грамотность – вектор на результаты освоения ОО программы обновленного ФГОС», провели Селиванова М.А., заведующая кафедрой информационно-математического и естественнонаучного образования ГАУДПО «ИРО» Липецкой области, и Кузнецова Н.М., доцент кафедры ИМиЕНО ГАУДПО ЛО «ИРО».
Мастер-классы провели: Цуканова С.А., абсолютный победитель областного публичного конкурса «Учитель года Липецкой области-2022» — «Учим для жизни. Инструменты успеха»; Манаенкова З.А., лауреат областного публичного конкурса «Учитель года Липецкой области-2022» — «Цветные уроки или уроки в красках»; Ролдугина Е.Н., председатель Ассоциации учителей, биологии и химии, Заслуженный работник Липецкой области – «Методика конструирования заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся». Зарочинцева Т.С., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, Заслуженный работник Липецкой области – «Учимся критически мыслить».
Педагоги-мастера показали приемы работы с системой контекстных заданий: рассматривали задания, соответствующие естественнонаучным знаниям для объяснения явлений; научного обоснования прогнозов о протекании процессов или явлений; учили распознавать и формулировать цели исследования; предлагать или оценивать способ научного исследования; выдвигать гипотезы и предлагать способы их проверки.
Коллеги-наставники рассматривали возможности анализа, интерпретации данных и формулирования выводов; преобразования одной формы представления данных в другую; оценивания c научной точки зрения аргументов и доказательств из различных источников.
По окончанию встречи педагоги провели рефлексию на примере различных приемов: «Звезда сбывшихся ожиданий»; «Эволюция успеха»; «Шесть шляп мышления»; «Ладошки», «Синквейн», Две звезды и пожелание». Коллеги высоко оценили мастер -классы по содержанию, по эмоциональному влиянию, по активности участия присутствующих, по различным формам деятельности.
В семинаре приняло участие более пятидесяти человек, гостями семинара были учителя из всех муниципалитетов Липецкой области, педагоги и студенты ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. При подведении итогов коллеги еще раз убедились, что функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Смысл функциональной грамотности – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретных задач.