Уроки русского языка и литературы:наставник и ученик
26 ноября 2020 г. кафедра гуманитарного и эстетического образования ГАУДПО ЛО «ИРО» совместно с Липецким региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» провела День учителя русского языка и литературы «Формирование современных компетенций обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы», посвящённый 150-летию со дня рождения И.А. Бунина (1870 – 1953), в дистанционном формате на платформе Мираполис.
Мероприятие открыло посвящение И.А. Бунину: представлен ролик, подготовленный депутатом Городского совета г. Липецка по избирательному округу № 15 Пинаевой Екатериной Алексеевной, координатором Федерального партийного проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Народный контроль» по Липецкой области, председателем Общественного Совета при Управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, членом общественного Совета при УМВД России по г. Липецку, членом Палаты молодых законодателей при Совете Федерации при поддержке общественного Совета при УМВД России по г. Липецку. На Дне филолога были представлены и тематические работы участников международного конкурса «Выход» – плакаты социальной рекламы, нацеленные на популяризацию чтения в современном мире.
В программе мероприятия – диссеминация опыта работы молодых педагогов по реализации предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература»; изучение русского языка и литературы в образовательных организациях Липецкой области. В центре внимания были вопросы методики изучения русского языка как родного, формирования читательской и коммуникативной компетенции, применения современных образовательных технологий. Молодые педагоги представили опыт профессиональной деятельности. Внимание начинающих профессионалов было сосредоточено:
– на рассмотрении возможностей использования ИКТ на уроках русского языка и литературы (Митяева А.И., МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого района);
– на методическом консалтинге по учёту специфики применения метода проектов в старшем звене (Веретенникова О.А., МБОУ СОШ № 12 г. Грязи Липецкой области);
– на планировании работы при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе (Суворова И.С., МБОУ СШ с. Сотниково Краснинского района);
– на формировании навыков публичного выступления на уроках развития речи Хижникова О.В., МБОУ ООШ с. Марьино-Николаевка Тербунского района);
– на осмыслении библейских мотивов в творчестве Ф.М. Достоевского (Денисова Ю.О., . МБОУ гимназия имени Героя Советского Союза П.А. Горчакова с. Боринское).
Наряду с выступлениями молодых учителей, был представлен мастер-класс «Формирование основных учебных компетенций с помощью использования активных методов обучения на уроках русского языка и литературы» Т.А. Боковой, педагога инновационной школы МАОУ СШ № 59 «Перспектива» г. Липецка (тема площадки – «Формирование и развитие читательской компетенции обучающихся»). В мастер-классе словеснику удалось продемонстрировать и профессиональное мастерство, и применение современных методов и приёмов при реализации предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература».
Педагогам были предложены рекомендации по организации системной работы по формированию умений информационной переработки текста на уроках русского языка и литературы как компонента функциональной грамотности (Виноградова Е.А., ведущий методист АНО ДПО «Образование «Русское слово» /Москва/). Также в ходе мероприятия акцент удалось сделать на осмыслении письменных высказываний в контексте оценочных процедур как индикаторах компетенций обучающихся (Углова Н.В., к.филол.н., заведующий кафедрой гуманитарного и эстетического образования ГАУДПО Липецкой области «ИРО», председатель Липецкого регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»).
В День филолога было 96 подключений из всех муниципалитетов региона; участники дали высокую оценку выступлениям, мастер-классу, подчеркнули значимость практико-ориентированного подхода при проведении мероприятий методического характера и перспективность включения в деятельность профессиональных сообществ молодых педагогов образовательных организаций региона.