Календарь всероссийских мероприятий по туристско-краеведческой деятельности
Утверждён Календарь всероссийских мероприятий по туристско-краеведческой деятельности и в сфере организации отдыха и оздоровления детей в 2023 году.
На заседании президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования был принят ряд ключевых решений, среди которых одно их важнейших – возрождение воспитательной функции. В ходе мероприятия В.В. Путин обозначил стратегический вектор развития образования: «Вопросы воспитания, просвещения – это очень тонкие, чувствительные вещи… Нужно обладать не только глубокими знаниями, которые могут увлечь ребят, но и вкладывать душу… Учитель не только даёт знания, он оказывает и колоссальное влияние на формирование личности учеников, на их мировоззрение, систему ценностей…».
Совет Федерации одобрил поправки в Закон об образовании в РФ, которые предложил президент. Изменения касаются вопросов воспитания школьников и образовательной программы. Теперь рабочая программа воспитания – обязательная часть ООП (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ).
Согласно обновлённым Стандартам программа воспитания создаёт целостную образовательную среду, которая будет включать урочную и внеурочную деятельность. Рабочая программа воспитания в общеобразовательных учреждениях имеет модульную структуру, включает инвариантные и вариативные модули. К числу инвариантных модулей рабочей программы воспитания относятся: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация».
Вариативные модули для рабочей программы воспитания, которые входят в раздел «Виды, формы и содержание деятельности», описывающий, как школа будет достигать поставленных целей и задач в воспитании, каждая школа выбирает самостоятельно. Минпросвещения рекомендует в качестве вариативных модулей следующие: «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Школьный музей», «Добровольческая деятельность», «Школьные спортивные клубы», «Школьные театры», «Наставничество».
Существенную роль в её проектировании играют мероприятия туристско-краеведческой деятельности. 21 июля 2022 года утверждён Календарь всероссийских мероприятий по туристско-краеведческой деятельности и в сфере организации отдыха и оздоровления детей в 2023 году. Запланированные мероприятия, безусловно, найдут отражение в ланах воспитательной работы образовательных организаций Липецкой области.
Существуют разные формы совместной деятельности детей и взрослых во время походов, экскурсий, экспедиций: регулярные кружковые занятия, экскурсии, походы выходного дня, многодневные оздоровительные походы, спортивные походы, краеведческие, экологические, фольклорные экспедиции, полевые лагеря, турслёты, соревнования и так далее.
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, во время экспедиций и в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию времени, сил, имущества. Кроме того, дети становятся дисциплинированными.
Воспитательный потенциал экскурсий, экспедиций, походов проявляется в трёх основных направлениях. Во-первых, школьники усваивают знания основных социальных норм: этику поведения в общественных местах, знакомятся с правилами поведения в лесу, в горах, на реке; осваивают принятые в обществе нормы отношения к памятникам истории и культуры; узнают о рисках и угрозах нарушения этих норм, о взаимоотношениях в коллективе, основах организации коллективной творческой деятельности, правилах общения с незнакомыми, ориентировании на местности, навыках выживания в природе.
Во-вторых, у детей развивается позитивное отношение к базовым общественным ценностям: к Отечеству, его истории, культуре, природе, населению, к труду, спорту и физкультуре. Также школьники учатся ценить своё здоровье и здоровье окружающих.
В-третьих, школьники приобретают опыт социально значимых дел. Они учатся обслуживать себя, быть организованными и организовывать совместную деятельность с другими, управлять другими людьми и принимать ответственность за других, помогать окружающим.
Рабочие программы воспитания образовательных организаций нашей области учитывают историко-культурную и этническую специфику региона, поэтому закономерно, что почти в каждой из них функционируют школьные музеи различных направлений: музеи народного быта, литературные, мемориальные, экологические (посвящённые природе и географии региона) и т.д.
Цель воспитательной работы школы – создание условий для личностного развития обучающихся, для становления творческой, самостоятельной, гуманной личности. Календарь всероссийских мероприятий по туристско-краеведческой деятельности и в сфере организации отдыха и оздоровления детей в 2023 году способствует грамотному проектированию программы воспитания.