Финансовая грамотность в современном мире становится неотъемлемой частью экономической культуры современного человека. Экономическая культура позволяет ее носителю демонстрировать конкурентоспособность на рынке труда, пользоваться социальными лифтами, обладать повышенной мобильностью, правильно формулировать свои жизненные приоритеты. Качество жизни не только отдельных стран, но и всей цивилизации зависит от умения основной массы населения квалифицированно управлять финансами, следовать рациональным поведенческим моделям в повседневной жизни, строить и реализовывать долгосрочные планы, обеспечивающие безбедную старость и комфортные условия для развития подрастающего поколения. Вместе с тем, при всей очевидности места и роли экономической культуры в современном обществе, наблюдается ее явный дефицит именно на уровне массового сознания. Последнее проявляется в отсутствии представлений об основах теории и практики инвестирования, неоправданной расточительности, неумении планировать семейный бюджет, слабой финансовой дисциплине, спонтанном, иррациональном расходовании.
Особая роль в системе повышения финансовой грамотности населения отведена педагогам школ. Педагог, как и любой другой гражданин страны, повышая свою финансовую грамотность, получает значительный спектр возможностей управления личными финансами и решения многих жизненно важных вопросов с использованием инструментов финансового рынка и различных цифровых ресурсов. Одновременно педагог призван передать на высоком педагогическом и методическом уровне полученные знания своим ученикам. Практика показывает, что эффект обучения повышается, когда учитель подтверждает теоретические положения своими личными примерами, дает материал в точном соответствии с возрастными особенностями обучающихся, опираясь на межпредметные связи. На каждом уровне обучения должна формироваться понятийная база для последующего более продвинутого обучения в области финансов, а самое главное, сформировать у учащегося потребность в познавательной активности, желание самостоятельно изучать и использовать возможности финансового рынка.
Опираясь на опыт регионов с высоким индексом финансовой грамотности населения (по материалам НАФИ), методическими рекомендациями Центрального банка России Региональным центром финансовой грамотности Липецкой области разработана настоящая программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) учителей школ «Основы финансовой грамотности, методы ее преподавания в системе основного, среднего образования» (далее — Программа). Разработанное для ее реализации методическое обеспечение вбирает в себя лучшие практики обучения финансовой грамотности учителей школ с подробными рекомендациями по адаптации данного материала для обучающихся различных возрастных групп, территориальных и поселенческих общностей.
Программа реализуется за счет средств бюджета Липецкой области и является необходимой составляющей непрерывной системы повышения квалификации педагогических работников школ в области финансовой грамотности, что нормативно закрепляется в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы. Реализация программы решит задачу кадровой обеспеченности реализуемых в Липецкой области мероприятий по повышению финансовой грамотности населения.
Указанные выше обстоятельства определяют специфику структуры содержания Программы. Это и предметные знания — финансовая грамотность, и соответствующие педагогические компетенции, включающие знания методик преподавания финансовой грамотности школьникам.
Цель программы: подготовка педагогических работников к формированию знаний, умений и социально-психологических характеристик обучающихся общеобразовательных школ в области финансовой грамотности.
Базовая часть:
Модуль 1. Повышение финансовой грамотности обучающихся как социально-педагогическая проблема
Модуль 2. Ключевые аспекты финансовой грамотности учителя:
Вариативные модули
Модуль 3. Модуль для педагогических работников начальной школы
Модуль 4. Модуль для педагогических работников основной школы
Модуль 5. Модуль для педагогических работников средней школы
Модуль 6. Групповой проект «Разработка занятия (фрагмента занятия) по финансовой грамотности для различных возрастных групп обучающихся.
Форма итоговой аттестации: публичная защита групповых проектов.
Категория слушателей | Объем (час) | Форма обучения | Планируемые сроки обучения | Контактная информация |
Педагогические работники ОО | 72 | очно-заочная с применением дистанционных технологий | март-декабрь | Региональный центр финансовой грамотности (специалист по УМР – Васильева С.И.) Контактный телефон: 74-83-11, е-mail: cfgiro48@gmail.com |