Формирующее оценивания как основа мотивации к обучению и развитию
25 сентября 2023 года ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» совместно с МБОУ СОШ № 4 г. Усмани провел региональный семинар «Формирующее оценивание как фактор повышения учебной мотивации учащихся начальной и основной школы», который посетили более 30 педагогов и заместителей директоров Липецкой области.
Педагоги начальной школы Сиротинкина Татьяна Анатольевна (урок ИЗО по теме «Уж небо осенью дышало…», 2 класс), Логвинова Людмила Викторовна (мастер-класс «Из опыта внедрения формирующего оценивания») и учитель истории и обществознания Кобелева Юлия Владимировна (урок по теме «Древние египтяне», 5 класс) на своих уроках и мастер – классах показали опыт использования в образовательном процессе технологии формирующего оценивания: методы повышения мотивации ребенка и его развития; приемы, обеспечивающие активное включение учащихся на каждом этапе урока; возможности формирования универсальных учебных действий, и в целом функциональной грамотности.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС система оценки полученных знаний должна иметь комплексный подход, учитывать динамику освоения предметов и «ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся». Педагоги школы показали систему работы по формирующему оцениванию: оценка учителя, взаимооценка и самооценка учащихся основаны на критериях определения знаний, умений и навыков. Но педагоги не просто знакомят учащихся с критериями оценивания, дети являются соавторами этих критериев. А потому оценивание становится не констатацией факта обученности ученика, а является продолжением его развития. На основании этого в школе накоплен опыт данной деятельности на основе: маршрутных листов уроков, листов самооценки; дорожных карт изучения разделов.
Эта работа проводится систематически и целенаправленно, и учащиеся быстро её осваивают, что даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах деятельности.
В рамках мероприятия учитель немецкого языка, руководитель МО учителей гуманитарного цикла Вострикова Юлия Вячеславовна провела мастер-класс на тему «Отметки и как к ним относится», на котором продемонстрировала работу с родителями по внедрению формирующего оценивания.
Для объективного понимания учащимися и родителями основных идей проекта «Формирующего оценивания образовательной среды», в школе разработаны «вспомогаторы» для учащихся и «памятки для родителей», проводятся тематические собрания и педагогические встречи.
Все это способствует пониманию у коллег и родителей необходимости внедрения формирующего оценивания, как неотъемлемой составляющей процесса обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки; устанавливается обратная связь «учитель – ученик»; дети мотивируются на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие.