В 2021 году в Липецкой области продолжилась реализация проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся». Проект координируется Федеральным Институтом стратегии развития образования Российской академии образования по поручения Министерства просвещения Российской Федерации. В регионе курирование проекта осуществляет управление образования и науки Липецкой области, Центр мониторинга оценки качества и Институт развития образования.
Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» нацелен на формирование способности использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Участниками проекта стали все образовательные организации Липецкой области.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. В целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Это ставит задачу переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века» – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных ситуациях.
КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ СОВРЕМЕННОСТИ
Функциональная грамотность – это сложное многокомпонентное явление, включающее следующие компоненты: коммуникативный, информационный, деятельностный, мотивационно-рефлексивный. Функциональная грамотность – это уровень навыков для эффективного функционирования человека в современном обществе. В международном исследовании PISA, наряду с математической, естественнонаучной и читательской грамотностью, составляющих основу функциональной грамотности, у 15-летних школьников будет оцениваться креативность их мышления. Отдельное внимание при этом будет уделяться сформированности таких навыков XXI века, как использование информации, критическое и системное мышление, исследование и изучение проблем, коммуникация.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен в 1965 г. в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности. Вскоре начала формироваться концепция функциональной грамотности как уровня образованности личности, при котором процесс овладения чтением и письмом связывается с повышением производительности труда, улучшением условий жизни и качеством образования. Развитие информационного общества, динамичность социально-экономических и научно-технических факторов значительно повышают требования к уровню функциональной грамотности и образованности человека в XXI в.
Одним из новых концептуальных ориентиров развития содержания специального образования является функциональный подход, который заключается в формировании комплекса жизненных умений, необходимых для самостоятельного функционирования в социуме. С 2019 года с целью выработки общих подходов к пониманию понятия «функциональная грамотность», выявления её связи с требованиями ФГОС, разработки методологии и инструментария её формирования и оценивания Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования по поручению Министерства просвещения России реализуется проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/, https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm).
В ходе проекта определены 6 основных направлений формирования функциональной грамотности в общеобразовательных организациях Российской Федерации:
– читательская грамотность,
– математическая грамотность,
– естественно-научная грамотность,
– финансовая грамотность,
– глобальные компетенции,
– креативное мышление.
В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, овладение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических методов познания. Построение учебного содержания осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Перед российским образованием стоят задачи повышения уровня читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности учащихся, формирования глобальных компетенций и креативного мышления, а значит, соответствующей модернизации содержания и методов обучения в этих областях. Перспективное направление повышения качества общего образования в России – внедрение технологий формирования и оценки функциональной грамотности, способствующих повышению познавательной активности обучающихся формированию критического и креативного мышления, развитию коммуникативных умений, развитию компетенций решения проблем. Задача формирования функциональной грамотности может и должна решаться в образовательном процессе по всем предметам.
ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
При разработке не только инструментария, но и приёмов развития функциональной грамотности в последнее время всё чаще используется опыт и подходы, принятые в международных сравнительных исследованиях, а также инновационный инструментарий, применяемый в исследовании PISA по такому традиционному направлению, как чтение. По мере реализации проекта предлагаются учебно-методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся как фундамента для повышения качества образования, выстраивания успешной карьеры в области науки и высоких технологий, совершенствования умения решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Это – основа образования, необходимое условие формирования функциональной и становления новой грамотности, т.е. овладения компетенциями XXI века. Умение работать с информацией в сегодняшних реалиях, навык чтения (владение различными видами чтения), умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать, потребность в чтении, читательский кругозор – обязательные составляющие образованности в обществе, трансформирующемся в сторону дигитализации.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Сформированная читательская грамотность подразумевает умение работать с информацией, осознанное чтение. Осознанное чтение создаёт базу для успешности в любой предметной области, является основой развития ключевых компетентностей.
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Процесс цифровизации без гуманитарной составляющей невозможен. Именно эта фундаментальная задача в современной школе стоит и решается при работе с текстами, в которых преломилось всё многообразие мироздания. Задачи и цели обучения чтению в школе – это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны.
Важность работы по развитию читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности трудно переоценить. 30 % ошибок в заданиях из-за того, что обучающиеся не понимают текст. И в дальнейшем успешность многих видов человеческой деятельности зависит от умения работать с текстом (извлекать, понимать, обобщать, интерпретировать, применять полученные знания).
КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ
В официальных результатах PISA декларируются идеи о том, что качество школьного образования детерминируется качеством подготовки педагогов и качеством учебных заданий, предлагаемых школьникам педагогами. Квалификация учителя проявляется в том, организует ли он поисковую активность детей или тренирует только их исполнительскую дисциплину. (http://skiv.instrao.ru/, https://fioco.ru/ru/osoko/msi/ , http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf ).
ПЕДАГОГИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ РАБОТАЮТ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Образовательные организации Липецкой области включились в реализацию федерального проекта по формированию функциональной грамотности. Они применяют новые методы обучения, развивают достижения педагогики прошедших столетий, сохраняют традиции учительского опыта, проверенные годами успешной образовательной деятельности. Результаты международных исследований достижений обучающихся корректируют методы и формы обучения, кардинальным изменениям подвергаются сюжеты заданий. В урочную деятельность активно включаются ситуационные задачи компетентностного характера, укрепляются позиции письменных заданий, совершенствуется техника смыслового чтения (осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей).
НАВЫК ЧТЕНИЯ – ФУНДАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Чтение связано со зрительным восприятием речевого сообщения, воплощённого с помощью графических символов (букв). Процесс чтения – это декодирование (расшифровка) символов и перевод их в мыслительные образы. Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации. Навык чтения – фундамент образования. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе.
В благоприятной образовательной среде между начальной и основной школами происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования, так как понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ)
Данная технология универсальна. Она эффективна на уроках всех школьных учебных дисциплин, поэтому этой технологией должны овладеть все учителя.
Рекомендуется предлагать для чтения на уроках разные типы текстов, с которыми учащиеся могут встретиться не только в учебной деятельности, но и в жизни, чтобы помочь школьникам овладеть разными видами и стратегиями чтения.
При выборе вида работы с учебным текстом следует учитывать разные типы текстов:
– тексты предметной ориентации, задача которых – сформировать определённые логико-понятийные структуры (представления, понятия). В виде учебной статьи, очерка, фрагмента параграфа они представляют тот объём знаний, информации, который необходимо усвоить учащимся при изучении той или иной предметной области;
– тексты инструктивной ориентации, задача которых – помощь в организации учебной деятельности школьников. Такие тексты (в виде алгоритма, плана деятельности, модели, таблицы) обеспечивают формирование готовности обучающегося к самостоятельному решению учебной задачи;
– тексты ценностной ориентации, задача которых – создание условий для формирования убеждений, взглядов, критериев, оценок. Это тексты художественных произведений, исторических документов и т.п.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Умение человека писать (составлять свой текст, сочинять) – одно из основных условий развивающейся информационной культуры XXI века, без которого невозможно общение в системе интернета, значительная часть профессий связана с этим умением. Эта примета нашего времени: возрастающая роль письменной речи в жизни человека и общества – определяет стремление учителей разнообразить формы и методы обучающих и итоговых работ, связанных с анализом текстов.
Структура заданий по читательской грамотности PISA включает представленные в одном тексте или множественных текстах задания на определение степени сформированности трёх основных компетенций:
На формирование и развитие читательской грамотности влияет большое число факторов: педагогическое мастерство преподавателя, его квалификация и энтузиазм, документационное и методическое обеспечение, материальная база учебного заведения, «общепознавательная» атмосфера в образовательной организации.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Компонент функциональной грамотности, который формируется достижением, прежде всего, предметных результатов на уроках через работу с текстом, картой, со статистическими данными и т.п.
Это освоенная способность использовать известные естественно-научные законы для выполнения бытовых и социальных обязанностей. В настоящее время период удвоения знаний составляет 10 лет, а период их «полураспада» не превышает 3 – 5 лет.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Творческое мышление – основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производства. Привычка размышлять и мыслить креативно – важнейший источник развития личности обучающегося.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни. Финансовая грамотность подразумевает знания, умения, необходимые для применения этих знаний, и способность соотнесения финансовых моделей с реальной жизнью.
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;
– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Жизнь российской системы школьного образования многолика и сложна, а поэтому процессы, непрерывно происходящие в этом гражданском институте, и те вызовы и дефициты, которые характеризуют состояние современного образования, требуют компетентного подхода. Рассмотрение проблем формирования функциональной грамотности в общеобразовательной школе немыслимо без учёта особенностей современной ситуации в обществе. Смена мировоззренческой парадигмы нашла отражение в содержании школьного образования.
В Липецкой области в 2021 – 2022 году реализуется следующее.
1. Деятельность региональной рабочей группы и разработка плана мероприятий в области по формированию функциональной грамотности.
2. Еженедельный пролонгированный цикл вебинаров в рамках реализации проекта по функциональной грамотности и диссеминации передового педагогического опыта.
3. Реализация дополнительной профессиональной программы в рамках курсов повышения квалификации для учителей всех предметных областей по формированию функциональной грамотности.
4. Межрегиональная научно-практическая конференция по проблемам функциональной грамотности.
5. Информирование родительского сообщества о реализации проекта по функциональной грамотности.
6. Деятельность инновационной площадки ГАУДПО ЛО «ИРО» «Формирование функциональной грамотности обучающихся в образовательном пространстве лицея» на базе МБОУ лицея с. Долгоруково (срок реализации – декабрь 2018 – 2023 гг.).
7. Издание учебно-методического пособия по функциональной грамотности.
НОВОСТИ ПРОЕКТА
26 октября 2022 года в ГАУДПО ЛО «ИРО» в рамках плана работы УМО и Ассоциации учителей химии Липецкой области в режиме видеоконференции состоялся методический семинар «Формирование функциональной грамотности на уроках химии при …
27 января 2022 года «Институт развития образования» Липецкой области на базе региональной инновационной площадки представил педагогам области практико-ориентированный семинар по вопросам гуманной педагогики. Школа в современном мире, …
10 декабря на базе Института развития образования прошёл региональный семинар «Функциональная грамотность как успех решения задач в различных сферах человеческой деятельности». Преподаватели кафедры информационно-математического и …
9 декабря 2021 г. в рамках Недели функциональной грамотности на базе инновационной площадки – лицея села Долгоруково состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённой вопросам Функциональной грамотности …