По запросу Образовfybt ничего не найдено

Региональный сетевой проект «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики в современной школе»

МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА

О проекте

1 сентября 2020 года в регионе стартовал пилотный проект по разработке и апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе.  

Проект реализуется при участии Администрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области, Института развития образования.

Участниками проекта по построению образовательного процесса на основе идей гуманной педагогики стали отдельные классы в 30 школах из 10 муниципальных образований Липецкой области.

Каждая образовательная организация участвует в данном проекте на добровольной основе, решение об участии принимается совместно педагогической и родительской общественностью школы.

Предусматривается обязательное предварительное обсуждение специфики реализации проекта в образовательной организации, и получение согласия от всех его участников – педагогов, обучающихся и родителей.

Все новое — это хорошо забытое старое?

Для региональной системы образования гуманно-личностный подход к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважения свободы и независимости ребенка не являются новыми и прорывными.

Некоторые элементы демократизации и гуманного подхода уже успешно внедрены в образовательный процесс некоторых липецких школ. Например, в гимназии №12 г. Липецка был осуществлен переход на пятидневную учебную неделю, отменены бумажные дневники и журналы. С целью реализации права на выбор индивидуальных возрастных траекторий в гимназии были открыты гендерные классы. В начальной школе математике, чтению, русскому языку девочек и мальчиков обучают раздельно. Все остальные предметы и воспитательные мероприятия организуются совместно. На протяжении многих лет в гимназии отменены оценки и домашние задания в 1 классах, в новом учебном году принято решение о разработке безотметочной системы во 2-х классах. По физической культуре, музыке, технологии домашнее задание с 1-11 класс отменено, по ряду предметов оно носит рекомендательный характер.

В школе №2 г. Липецка после проведения опроса родителей и учеников было принято решение об отмене традиционной школьной формы. Вначале нового учебного года во- вторых, третьих и пятых классах введена безотметочная система. В образовательной организации считают, что отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний.Отказ от отметки позволит школьнику сконцентрироваться больше на процессе обучения и усвоении новых знаний, безотметочное обучение развивает объективную самооценку, позволяет отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.Но, родители должны быть в курсе достижений и имеющихся сложностей в обучении  каждого ребенка, поэтому электронная версия журнале содержит такую информацию. И в конце каждой четверти, учебного года родителей и школьников педагоги проинформируют об освоении учащимися образовательной программы.

Гуманная педагогика. Что это?

Основателем гуманистического подхода в педагогике – является Шалва Амонашвили, который в середине ХХ века стал говорить о том, что главное в воспитании ребенка – любовь к нему и уважение его как личности. В гуманистической педагогике ребенок – сознательный и активный человек, имеющий свои потребности, интересы, особенности и взгляды, которые имеют право на существование.

Слово гуманизм – от латинского “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В отличие от других педагогических направлений, гуманистический подход предполагает большую свободу выбора ребенка в рамках образования. Он базируется на трёх главных принципах:

  1. Понимание. Учитель должен уметь с помощью наблюдения, бесед и игр понять внутренний мир ребенка и его личность.
  2. Признание. Педагог, после того, как выявил индивидуальные особенности ребенка, должен уметь признать их, а также – считаться с мнением и позицией обучающегося. Это не означает, что педагог не может иметь своего мнения, но он не вправе навязывать его своему подопечному.
  3. Принятие. Учитель принимает ребенка таким, какой он есть – со всеми особенностями и взглядами, а также умеет сопереживать.

Гуманный подход в школе.

Основной идеей реализации проекта является построение безопасной гуманной образовательной среды в школе, способствующей воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, способной к саморазвитию и совершенствованию. Важнейшим условием гуманизации обучения является ориентир на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов, потребностей и способностей и безусловное принятие каждого ребёнка таким, какой он есть. И основной акцент в обучении смещен с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Педагогический процесс осуществляется при условии гуманно-личностного подхода к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважение свободы и независимости ребенка, стимулирование его развитая, успеха, воспитание нравственного мировоззрения.

Все новое — это хорошо забытое старое?

Для региональной системы образования гуманно-личностный подход к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважения свободы и независимости ребенка не являются новыми и прорывными.  Некоторые элементы демократизации и гуманного подхода уже успешно внедрены в образовательный процесс некоторых липецких школ. Например, в гимназии №12 г. Липецка был осуществлен переход на пятидневную учебную неделю, отменены бумажные дневники и журналы. С целью реализации права на выбор индивидуальных возрастных траекторий в гимназии были открыты гендерные классы. В начальной школе математике, чтению, русскому языку девочек и мальчиков обучают раздельно. Все остальные предметы и воспитательные мероприятия организуются совместно. На протяжении многих лет в гимназии отменены оценки и домашние задания в 1 классах, в новом учебном году принято решение о разработке безотметочной системы во 2-х классах. По физической культуре, музыке, технологии домашнее задание с 1-11 класс отменено, по ряду предметов оно носит рекомендательный характер.

В школе №2 г. Липецка после проведения опроса родителей и учеников было принято решение об отмене традиционной школьной формы. Вначале нового учебного года во- вторых, третьих и пятых классах введена безотметочная система. В образовательной организации считают, что отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний.Отказ от отметки позволит школьнику сконцентрироваться больше на процессе обучения и усвоении новых знаний, безотметочное обучение развивает объективную самооценку, позволяет отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.Но, родители должны быть в курсе достижений и имеющихся сложностей в обучении  каждого ребенка, поэтому электронная версия журнале содержит такую информацию. И в конце каждой четверти, учебного года родителей и школьников педагоги проинформируют об освоении учащимися образовательной программы.

Образовательные организации –участники пилотного проекта по апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе

п/пФ.И.О.ДолжностьНаименование организацииАдрес электронной почты
1Алехина Галина ДмитриевнаДиректорМКОУ «Лев-Толстовская СОШ»ziminawg@yandex.ru
2Алехина Татьяна ВладимировнаДиректорМБОУ СШ № 1 г. Чаплыгинаshkola158@mail.ru 
3Борисова Ирина ИвановнаДиректорsc17lip@schools48.ru
4Бессонова Рената СергеевнаДиректорМАОУ СШ № 15 г. Липецк  sc15lip@schools48.ru
5Брезицкая Оксана ВасильевнаДиректорМБОУ СОШ № 4 г. Грязиgrsk4@mail.ru
6Киселева Наталья ЛеонидовнаДиректорМБОУ ООШ п. свх. Песковатский  Грязинского районаpeskovschool@mail.ru
7Блинова  Наталья АлександровнаДиректорМБОУ СОШ № 1 г. Данковаmousosh01@yandex.ru
8Кузнецова Татьяна ВикторовнаДиректорМБОУ СОШ № 1 с. Измалковоizmchol@yandex.ru;  sc1izmal@schools48.ru
9Волокитина Оксана ВасильевнаДиректорМБОУ НОШ с. Ленино Липецкого районаlenino_school@mail.ru
10Колганова Наталья ЕвгеньевнаДиректорЧОУ «Новая школа Натальи Колгановой»info@kolganovaschool.ru
11Гришанова Ольга ВасильевнаДиректорМБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина г. Елецsc1el@schools48.ru,  school01prishvin@mail.ru
12Демихов Дмитрий АлександровичДиректорМБОУ СОШ № 4 г. Усманиusmschool04@mail.ru
13Иванов Кирилл ВикторовичДиректорМБОУ экологический лицей № 66  г. Липецкsc66lip@schools48.ru  
14Конаныхин Михаил ИвановичДиректорМБОУ СШ с. Верхнедрезгалово  Краснинского районаsc-vdrezgalovo@schools48.ru
15Фролова Лариса ИвановнаДиректорМБОУ ООШ с. Лавы Елецкого районаsc-lavy@schools48.ru
16Кузнецов Дмитрий СергеевичДиректорМБОУ СОШ № 6 г. Грязиroza-7208@mail.ru
17Ктоян Анжела КимиковнаДиректорМБОУ СОШ с. Тростное Становлянского районаstan22Trostnoe@mail.ru
18Катасонов Игорь АлександровичДиректорМБОУ СОШ № 47 г. Липецкаsc47@mail.ru
19Красненкова Светлана АлексеевнаДиректорМКОУ гимназия «Новое поколение» г. Задонск2zadonsk@mail.ru
20Шепелева Инна АнатольевнаДиректорМБОУ «Лицей № 1 г. Усмани им. Героя Советского Союза Б.А. Котоваusmsch01@yandex.ru
21Каширская Надежда СергеевнаДиректорМБОУ СОШ № 2 пос. Добринкаsc2dobr@schools48.ru shkola2dob@mail.ru
22Ленкова Татьяна АнатольевнаДиректорМАОУ СШ № 51 г. Липецкtatya-lenkova@yandex.ru sc51lip@schools48.ru
23Малахова Людмила АлександровнаДиректорМБОУ ООШ с. Петровка Грязинского районаpetrovkaschool@list.ru
24Орлова Светлана АлексеевнаДиректорМБОУ СОШ № 10 г. Грязиsc10gr@schools48.ru
25Кушникова Валерия ПетровнаДиректорМБОУ «Гимназия № 64 им. В.А. Котельникова» г. Липецкаsc64@mail.ru
26Пашенцева Светлана ИвановнаДиректорМБОУ СОШ с. Троицкое Липецкого районаsch_troiz@rambler.ru
27Прокопенко Ольга РодомировнаДиректорМБОУ СОШ № 70 г. Липецка 
28Попова Лариса ИвановнаДиректорМБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района 
29Попов Виктор АлексеевичДиректорМАОУ гимназия № 69 г. Липецк 
30Подоприхина Татьяна АлексеевнаДиректорМБОУ СОШ имени ученого-слависта, академика А.М. Селищева с. Волово Воловского районаsc-volovo@schools48.ru
31Пожидаев Сергей АлександровичДиректорМБОУ Лицей с. Хлевноеhlevnoeschool@mail.ru
32Прилепина Оксана Яковлевна,ДиректорМБОУ СОШ № 2 с. Каликино Добровского районаdbe07@edu.lipetsk.ru
33Понарьин Александр ИвановичДиректорМБОУ СОШ с. Вторые Тербуныterbuny2vip@mail.ru
34Уласевич Ольга НиколаевнаДиректорМБОУ гимназия № 12 г. Липецкаsc12_lip@mail.ru
35Афанасова Ольга ВладимировнаДиректорМБОУ СОШ № 2 г. Лебедяньsc2leb@schools48.ru
36Беляев Евгений ВладимировичДиректорМБОУ СШ № 61 г. Липецкsosch61@yandex.ru sc61lip@schools48.ru
37Трушина Таиса ВладимировнаДиректорМБОУ ООШ с. Коробовка Грязинского районаsc-korobovka@schools48.ru
38Уразов Александр АлександровичДиректорМБОУ СОШ с. Стегаловка  Долгоруковского районаstegschool@mail.ru
39Фирсова Галина АлександровнаДиректорМБОУ СШ с. Новодмитриевка Липецкого районаn-dmitrievskaia@mail.ru
40Хрюкин Василий АлексеевичДиректорМБОУ ООШ с. Двуречки Грязинского районаdvu_school@mail.ru
41ДиректорМБОУ СШ № 2 г. Липецкаdirektor1955@yandex.ru
42Щербатых Светлана ПетровнаДиректорМБОУ гимназия им. П. А. Горчакова с. Боринское Липецкого районаsch.borino@yandex.ru
43Чуракова Светлана МихайловнаДиректорМБОУ СШ № 10 г. Липецкаsc10lip@schools48.ru

НОВОСТИ ПРОЕКТА

Авторитетное мнение о «гуманной педагогике»…

Что означает термин «гуманность», когда мы говорим об отношениях в школе, об обучении в конкретном классе? Каковы основы гуманной демократической педагогики? Современный учитель, к которому дети с удовольствием идут на урок — …

#гуманнаяпедагогика