1 сентября 2020 года в регионе стартовал пилотный проект по разработке и апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе.
Проект реализуется при участии Администрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области, Института развития образования.
Участниками проекта по построению образовательного процесса на основе идей гуманной педагогики стали отдельные классы в 30 школах из 10 муниципальных образований Липецкой области.
Каждая образовательная организация участвует в данном проекте на добровольной основе, решение об участии принимается совместно педагогической и родительской общественностью школы.
Предусматривается обязательное предварительное обсуждение специфики реализации проекта в образовательной организации, и получение согласия от всех его участников – педагогов, обучающихся и родителей.
Все новое — это хорошо забытое старое?
Для региональной системы образования гуманно-личностный подход к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважения свободы и независимости ребенка не являются новыми и прорывными.
Некоторые элементы демократизации и гуманного подхода уже успешно внедрены в образовательный процесс некоторых липецких школ. Например, в гимназии №12 г. Липецка был осуществлен переход на пятидневную учебную неделю, отменены бумажные дневники и журналы. С целью реализации права на выбор индивидуальных возрастных траекторий в гимназии были открыты гендерные классы. В начальной школе математике, чтению, русскому языку девочек и мальчиков обучают раздельно. Все остальные предметы и воспитательные мероприятия организуются совместно. На протяжении многих лет в гимназии отменены оценки и домашние задания в 1 классах, в новом учебном году принято решение о разработке безотметочной системы во 2-х классах. По физической культуре, музыке, технологии домашнее задание с 1-11 класс отменено, по ряду предметов оно носит рекомендательный характер.
В школе №2 г. Липецка после проведения опроса родителей и учеников было принято решение об отмене традиционной школьной формы. Вначале нового учебного года во- вторых, третьих и пятых классах введена безотметочная система. В образовательной организации считают, что отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний.Отказ от отметки позволит школьнику сконцентрироваться больше на процессе обучения и усвоении новых знаний, безотметочное обучение развивает объективную самооценку, позволяет отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.Но, родители должны быть в курсе достижений и имеющихся сложностей в обучении каждого ребенка, поэтому электронная версия журнале содержит такую информацию. И в конце каждой четверти, учебного года родителей и школьников педагоги проинформируют об освоении учащимися образовательной программы.
Основателем гуманистического подхода в педагогике – является Шалва Амонашвили, который в середине ХХ века стал говорить о том, что главное в воспитании ребенка – любовь к нему и уважение его как личности. В гуманистической педагогике ребенок – сознательный и активный человек, имеющий свои потребности, интересы, особенности и взгляды, которые имеют право на существование.
Слово гуманизм – от латинского “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В отличие от других педагогических направлений, гуманистический подход предполагает большую свободу выбора ребенка в рамках образования. Он базируется на трёх главных принципах:
Гуманный подход в школе.
Основной идеей реализации проекта является построение безопасной гуманной образовательной среды в школе, способствующей воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, способной к саморазвитию и совершенствованию. Важнейшим условием гуманизации обучения является ориентир на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов, потребностей и способностей и безусловное принятие каждого ребёнка таким, какой он есть. И основной акцент в обучении смещен с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Педагогический процесс осуществляется при условии гуманно-личностного подхода к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважение свободы и независимости ребенка, стимулирование его развитая, успеха, воспитание нравственного мировоззрения.
Все новое — это хорошо забытое старое?
Для региональной системы образования гуманно-личностный подход к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважения свободы и независимости ребенка не являются новыми и прорывными. Некоторые элементы демократизации и гуманного подхода уже успешно внедрены в образовательный процесс некоторых липецких школ. Например, в гимназии №12 г. Липецка был осуществлен переход на пятидневную учебную неделю, отменены бумажные дневники и журналы. С целью реализации права на выбор индивидуальных возрастных траекторий в гимназии были открыты гендерные классы. В начальной школе математике, чтению, русскому языку девочек и мальчиков обучают раздельно. Все остальные предметы и воспитательные мероприятия организуются совместно. На протяжении многих лет в гимназии отменены оценки и домашние задания в 1 классах, в новом учебном году принято решение о разработке безотметочной системы во 2-х классах. По физической культуре, музыке, технологии домашнее задание с 1-11 класс отменено, по ряду предметов оно носит рекомендательный характер.
В школе №2 г. Липецка после проведения опроса родителей и учеников было принято решение об отмене традиционной школьной формы. Вначале нового учебного года во- вторых, третьих и пятых классах введена безотметочная система. В образовательной организации считают, что отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний.Отказ от отметки позволит школьнику сконцентрироваться больше на процессе обучения и усвоении новых знаний, безотметочное обучение развивает объективную самооценку, позволяет отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.Но, родители должны быть в курсе достижений и имеющихся сложностей в обучении каждого ребенка, поэтому электронная версия журнале содержит такую информацию. И в конце каждой четверти, учебного года родителей и школьников педагоги проинформируют об освоении учащимися образовательной программы.
№ п/п | Ф.И.О. | Должность | Наименование организации | Адрес электронной почты |
1 | Алехина Галина Дмитриевна | Директор | МКОУ «Лев-Толстовская СОШ» | ziminawg@yandex.ru |
2 | Алехина Татьяна Владимировна | Директор | МБОУ СШ № 1 г. Чаплыгина | shkola158@mail.ru |
3 | Борисова Ирина Ивановна | Директор | sc17lip@schools48.ru | |
4 | Бессонова Рената Сергеевна | Директор | МАОУ СШ № 15 г. Липецк | sc15lip@schools48.ru |
5 | Брезицкая Оксана Васильевна | Директор | МБОУ СОШ № 4 г. Грязи | grsk4@mail.ru |
6 | Киселева Наталья Леонидовна | Директор | МБОУ ООШ п. свх. Песковатский Грязинского района | peskovschool@mail.ru |
7 | Блинова Наталья Александровна | Директор | МБОУ СОШ № 1 г. Данкова | mousosh01@yandex.ru |
8 | Кузнецова Татьяна Викторовна | Директор | МБОУ СОШ № 1 с. Измалково | izmchol@yandex.ru; sc1izmal@schools48.ru |
9 | Волокитина Оксана Васильевна | Директор | МБОУ НОШ с. Ленино Липецкого района | lenino_school@mail.ru |
10 | Колганова Наталья Евгеньевна | Директор | ЧОУ «Новая школа Натальи Колгановой» | info@kolganovaschool.ru |
11 | Гришанова Ольга Васильевна | Директор | МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина г. Елец | sc1el@schools48.ru, school01prishvin@mail.ru |
12 | Демихов Дмитрий Александрович | Директор | МБОУ СОШ № 4 г. Усмани | usmschool04@mail.ru |
13 | Иванов Кирилл Викторович | Директор | МБОУ экологический лицей № 66 г. Липецк | sc66lip@schools48.ru |
14 | Конаныхин Михаил Иванович | Директор | МБОУ СШ с. Верхнедрезгалово Краснинского района | sc-vdrezgalovo@schools48.ru |
15 | Фролова Лариса Ивановна | Директор | МБОУ ООШ с. Лавы Елецкого района | sc-lavy@schools48.ru |
16 | Кузнецов Дмитрий Сергеевич | Директор | МБОУ СОШ № 6 г. Грязи | roza-7208@mail.ru |
17 | Ктоян Анжела Кимиковна | Директор | МБОУ СОШ с. Тростное Становлянского района | stan22Trostnoe@mail.ru |
18 | Катасонов Игорь Александрович | Директор | МБОУ СОШ № 47 г. Липецка | sc47@mail.ru |
19 | Красненкова Светлана Алексеевна | Директор | МКОУ гимназия «Новое поколение» г. Задонск | 2zadonsk@mail.ru |
20 | Шепелева Инна Анатольевна | Директор | МБОУ «Лицей № 1 г. Усмани им. Героя Советского Союза Б.А. Котова | usmsch01@yandex.ru |
21 | Каширская Надежда Сергеевна | Директор | МБОУ СОШ № 2 пос. Добринка | sc2dobr@schools48.ru shkola2dob@mail.ru |
22 | Ленкова Татьяна Анатольевна | Директор | МАОУ СШ № 51 г. Липецк | tatya-lenkova@yandex.ru sc51lip@schools48.ru |
23 | Малахова Людмила Александровна | Директор | МБОУ ООШ с. Петровка Грязинского района | petrovkaschool@list.ru |
24 | Орлова Светлана Алексеевна | Директор | МБОУ СОШ № 10 г. Грязи | sc10gr@schools48.ru |
25 | Кушникова Валерия Петровна | Директор | МБОУ «Гимназия № 64 им. В.А. Котельникова» г. Липецка | sc64@mail.ru |
26 | Пашенцева Светлана Ивановна | Директор | МБОУ СОШ с. Троицкое Липецкого района | sch_troiz@rambler.ru |
27 | Прокопенко Ольга Родомировна | Директор | МБОУ СОШ № 70 г. Липецка | |
28 | Попова Лариса Ивановна | Директор | МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района | |
29 | Попов Виктор Алексеевич | Директор | МАОУ гимназия № 69 г. Липецк | |
30 | Подоприхина Татьяна Алексеевна | Директор | МБОУ СОШ имени ученого-слависта, академика А.М. Селищева с. Волово Воловского района | sc-volovo@schools48.ru |
31 | Пожидаев Сергей Александрович | Директор | МБОУ Лицей с. Хлевное | hlevnoeschool@mail.ru |
32 | Прилепина Оксана Яковлевна, | Директор | МБОУ СОШ № 2 с. Каликино Добровского района | dbe07@edu.lipetsk.ru |
33 | Понарьин Александр Иванович | Директор | МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны | terbuny2vip@mail.ru |
34 | Уласевич Ольга Николаевна | Директор | МБОУ гимназия № 12 г. Липецка | sc12_lip@mail.ru |
35 | Афанасова Ольга Владимировна | Директор | МБОУ СОШ № 2 г. Лебедянь | sc2leb@schools48.ru |
36 | Беляев Евгений Владимирович | Директор | МБОУ СШ № 61 г. Липецк | sosch61@yandex.ru sc61lip@schools48.ru |
37 | Трушина Таиса Владимировна | Директор | МБОУ ООШ с. Коробовка Грязинского района | sc-korobovka@schools48.ru |
38 | Уразов Александр Александрович | Директор | МБОУ СОШ с. Стегаловка Долгоруковского района | stegschool@mail.ru |
39 | Фирсова Галина Александровна | Директор | МБОУ СШ с. Новодмитриевка Липецкого района | n-dmitrievskaia@mail.ru |
40 | Хрюкин Василий Алексеевич | Директор | МБОУ ООШ с. Двуречки Грязинского района | dvu_school@mail.ru |
41 | Директор | МБОУ СШ № 2 г. Липецка | direktor1955@yandex.ru | |
42 | Щербатых Светлана Петровна | Директор | МБОУ гимназия им. П. А. Горчакова с. Боринское Липецкого района | sch.borino@yandex.ru |
43 | Чуракова Светлана Михайловна | Директор | МБОУ СШ № 10 г. Липецка | sc10lip@schools48.ru |
НОВОСТИ ПРОЕКТА
Что означает термин «гуманность», когда мы говорим об отношениях в школе, об обучении в конкретном классе? Каковы основы гуманной демократической педагогики? Современный учитель, к которому дети с удовольствием идут на урок — …