По запросу Образовfybt ничего не найдено

Региональный сетевой проект «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики в современной школе»

МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА

О проекте

1 сентября 2020 года в регионе стартовал пилотный проект по разработке и апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе.  

Проект реализуется при участии Администрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области, Института развития образования.

Участниками проекта по построению образовательного процесса на основе идей гуманной педагогики стали отдельные классы в 30 школах из 10 муниципальных образований Липецкой области.

Каждая образовательная организация участвует в данном проекте на добровольной основе, решение об участии принимается совместно педагогической и родительской общественностью школы.

Предусматривается обязательное предварительное обсуждение специфики реализации проекта в образовательной организации, и получение согласия от всех его участников – педагогов, обучающихся и родителей.

Все новое — это хорошо забытое старое?

Для региональной системы образования гуманно-личностный подход к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважения свободы и независимости ребенка не являются новыми и прорывными.

Некоторые элементы демократизации и гуманного подхода уже успешно внедрены в образовательный процесс некоторых липецких школ. Например, в гимназии №12 г. Липецка был осуществлен переход на пятидневную учебную неделю, отменены бумажные дневники и журналы. С целью реализации права на выбор индивидуальных возрастных траекторий в гимназии были открыты гендерные классы. В начальной школе математике, чтению, русскому языку девочек и мальчиков обучают раздельно. Все остальные предметы и воспитательные мероприятия организуются совместно. На протяжении многих лет в гимназии отменены оценки и домашние задания в 1 классах, в новом учебном году принято решение о разработке безотметочной системы во 2-х классах. По физической культуре, музыке, технологии домашнее задание с 1-11 класс отменено, по ряду предметов оно носит рекомендательный характер.

В школе №2 г. Липецка после проведения опроса родителей и учеников было принято решение об отмене традиционной школьной формы. Вначале нового учебного года во- вторых, третьих и пятых классах введена безотметочная система. В образовательной организации считают, что отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний.Отказ от отметки позволит школьнику сконцентрироваться больше на процессе обучения и усвоении новых знаний, безотметочное обучение развивает объективную самооценку, позволяет отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.Но, родители должны быть в курсе достижений и имеющихся сложностей в обучении  каждого ребенка, поэтому электронная версия журнале содержит такую информацию. И в конце каждой четверти, учебного года родителей и школьников педагоги проинформируют об освоении учащимися образовательной программы.

Гуманная педагогика. Что это?

Основателем гуманистического подхода в педагогике – является Шалва Амонашвили, который в середине ХХ века стал говорить о том, что главное в воспитании ребенка – любовь к нему и уважение его как личности. В гуманистической педагогике ребенок – сознательный и активный человек, имеющий свои потребности, интересы, особенности и взгляды, которые имеют право на существование.

Слово гуманизм – от латинского “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В отличие от других педагогических направлений, гуманистический подход предполагает большую свободу выбора ребенка в рамках образования. Он базируется на трёх главных принципах:

  1. Понимание. Учитель должен уметь с помощью наблюдения, бесед и игр понять внутренний мир ребенка и его личность.
  2. Признание. Педагог, после того, как выявил индивидуальные особенности ребенка, должен уметь признать их, а также – считаться с мнением и позицией обучающегося. Это не означает, что педагог не может иметь своего мнения, но он не вправе навязывать его своему подопечному.
  3. Принятие. Учитель принимает ребенка таким, какой он есть – со всеми особенностями и взглядами, а также умеет сопереживать.

Гуманный подход в школе.

Основной идеей реализации проекта является построение безопасной гуманной образовательной среды в школе, способствующей воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, способной к саморазвитию и совершенствованию. Важнейшим условием гуманизации обучения является ориентир на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов, потребностей и способностей и безусловное принятие каждого ребёнка таким, какой он есть. И основной акцент в обучении смещен с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Педагогический процесс осуществляется при условии гуманно-личностного подхода к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважение свободы и независимости ребенка, стимулирование его развитая, успеха, воспитание нравственного мировоззрения.

Все новое — это хорошо забытое старое?

Для региональной системы образования гуманно-личностный подход к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважения свободы и независимости ребенка не являются новыми и прорывными.  Некоторые элементы демократизации и гуманного подхода уже успешно внедрены в образовательный процесс некоторых липецких школ. Например, в гимназии №12 г. Липецка был осуществлен переход на пятидневную учебную неделю, отменены бумажные дневники и журналы. С целью реализации права на выбор индивидуальных возрастных траекторий в гимназии были открыты гендерные классы. В начальной школе математике, чтению, русскому языку девочек и мальчиков обучают раздельно. Все остальные предметы и воспитательные мероприятия организуются совместно. На протяжении многих лет в гимназии отменены оценки и домашние задания в 1 классах, в новом учебном году принято решение о разработке безотметочной системы во 2-х классах. По физической культуре, музыке, технологии домашнее задание с 1-11 класс отменено, по ряду предметов оно носит рекомендательный характер.

В школе №2 г. Липецка после проведения опроса родителей и учеников было принято решение об отмене традиционной школьной формы. Вначале нового учебного года во- вторых, третьих и пятых классах введена безотметочная система. В образовательной организации считают, что отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний.Отказ от отметки позволит школьнику сконцентрироваться больше на процессе обучения и усвоении новых знаний, безотметочное обучение развивает объективную самооценку, позволяет отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.Но, родители должны быть в курсе достижений и имеющихся сложностей в обучении  каждого ребенка, поэтому электронная версия журнале содержит такую информацию. И в конце каждой четверти, учебного года родителей и школьников педагоги проинформируют об освоении учащимися образовательной программы.

НОВОСТИ ПРОЕКТА

Стартуем в лето! 2 июня в лицее села Хлевное состоялся «Старт в лето!». В «проектных сессиях» образовательной организации приняли участие Анатолий Якутин, вице-губернатор Липецкой области, Лилия Загеева, начальник Управления образования и науки Липецкой области, Инесса Шуйкова, ректор Института развития образования Липецкой области, Ольга Притужалова, начальник отдела общего образования. Подробнее

Нормативное поле демократизации. 27 апреля 2021 года состоялся семинар «Нормативное поле демократизации», практическая часть семинара прошла в формате Open Spaсe. В рамках мероприятия участникам был представлен алгоритм демократизации школ, подразумевающий внедрение принципов гуманной педагогики в учебный процесс по шести направлениям. Подробнее

Студия педагогического мастерства снова в действии. 21 апреля состоялась «Лаборатории педагогических идей». Преподаватели и сотрудники Института развития образования в соответствии с дорожной картой проекта «Демократическая школа» провели методические обсуждения педагогических приемов, используемых на уроках и мастер-классах. Подробнее

Психолого-педагогическое сопровождение. 15 апреля состоялась проектная сессия по психолого-педагогическому сопровождению проекта «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики». Подробнее

Мозговой штурм: гуманная педагогика – точки роста. 08 апреля 2021 года состоялся семинар «Вектор образования», направленный на разработку новых направлений продвижения сетевого проекта по внедрению принципов гуманной педагогики в образовательном процессе. Подробнее

Молодой педагог представила методику работы по использованию элементов формирующего оценивания. 06.04. Лидия Полосина провела урок обществознания, представив методику работы по использованию элементов формирующего оценивания для достижения образовательного результата.Подробнее

Лаборатория педагогических идей». 18 марта 2021 года делегация сотрудников ИРО, представителей директорского корпуса, педагоги региона стали участниками проектной сессии по апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе, прошедшей на базе МБОУ СОШ № 4 г. Усмани. Подробнее

Лаборатория педагогических идей» Преподаватели и сотрудники ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» 02.03. 2021 г. провели открытые уроки и мастер – классы в рамках проекта «Демократическая школа». Их «учениками» стали педагоги Липецких школ, принимающие участие в проекте. Подробнее

Проектная сессия по апробации механизмов гуманной педагогики. Созданию нормативно-правовых условий реализации сетевого проекта по апробации механизмов гуманной педагогики была посвящена проектная сессия, которая прошла 15 февраля в гимназии №64 города Липецка. Подробнее

Школы Липецкой области взяли курс на демократизацию. Ректор Института развития образования Инесса Шуйкова на телеканале «Липецкое время» в утреннем шоу «Будильник» рассказала о том, что вначале учебного года школы Липецкой области взяли курс на демократизацию. Подробнее

Лаборатория педагогических идей продолжает свою работу. Преподаватели и сотрудники ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» 04.02. 2021 г. провели открытые уроки в рамках проекта «Демократическая школа». Их «учениками» стали преподаватели школ и колледжей. Подробнее

В Институте развития образования прошёл мастер-класс «Формирующее оценивание: 4 методики и 6 техник оценивания в обучении». 21 января 2021 мастер-класс провела председатель Ассоциации учителей начальных классов Липецкой области Юлия Николаевна Понятовская. Участниками мастер-класса стали педагоги образовательных организаций. Подробнее

Проектная сессия участников сетевого регионального проекта по разработке и апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики. 20 января 2021 года в школе № 2 г. Липецка проведена Лаборатория педагогических идей «Демократическая школа». Подробнее

Интерактивные технологии в формирующем оценивании. 25.12.2020 состоялся коворкинг «Что такое формирующее оценивание?», в котором приняли участие педагоги. Подробнее

Гуманная педагогика.Механизмы образовательного менеджмента. 22 декабря 2020 года в ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» успешно завершила работу практико-ориентированная сессия по нормативному регулированию формирующего оценивания. Подробнее

«Преимущества безотметочной системы в контексте повышения качества образования и формирования общекультурной компетенции обучающихся». 11 декабря состоялся семинар для руководителей, методистов, учителей и преподавателей Липецкой области. Подробнее

Обсуждение принципов Демократической школы.09 декабря в Центре «Стратегия» состоялась встреча заместителя главы администрации Липецкой области А. В. Якутина с учениками и педагогами. Подробнее

Проектная сессия «Организация деятельности школьного парламента» состоялась 1 декабря 2020 в 47 школе Липецка состоялась в рамках реализации сетевого проекта «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики в современной школе». Подробнее

Варианты педагогического сценария урока обсудили учителя начальной школы. 27  ноября 2020 года  состоялось совещание учителей начальных  классов образовательных организаций — участников пилотного проекта  «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики» из 25 школ Липецкой области.  Подробнее

Безотметочная система в центре учительского внимания. 20 ноября 2020 года состоялось совещание сотрудников института развития образования с членами регионального отделения Учебно-методического объединения учителей начальных классов и  Ассоциации учителей начальных классов Липецкой области. Подробнее

Родительское собрание «ГУМАННАЯ ШКОЛА. КАКАЯ ОНА? ВЗГЛЯД РОДИТЕЛЯ». 19 ноября 2020 года на собрании состоялась дискуссия с обсуждением принципов и механизмов реализации гуманной педагогики, в том числе, основ гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе, инструментов оценивания результатов учебной деятельности обучающихся, построения индивидуальных траекторий развития каждого ученика.

Принципы гуманной педагогики в действии. 18.11.2020 в рамках «Декады образования» был проведен семинар «Персонализированная модель образования как один из механизмов реализации принципов гуманной педагогики».  Цель семинара — обмен опытом и разработка эффективных механизмов внедрения цифровой обучающей платформы  «Сберкласс» в образовательных организациях Липецкой области. Подробнее

Урок в демократической школе. Какой он? 17 ноября в гимназии №64 г.Липецка при поддержке областной администрации, управления образования и науки, института развития образования состоялась очередная проектно-консультационная сессия для участников регионального проекта «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики в современной школе». Подробнее

Заседание Круглого стола «Голосуем: «за» и «против» безотметочной системы. Мои аргументы». 11 ноября 2020 года в Коворкинг- зоне института развития образования прошло заседание Круглого стола «Голосуем: «за» и «против» безотметочной системы. Мои аргументы», в рамках сетевого регионального проекта по разработке и апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики. Подробнее

Лаборатория идей «Демократическая школа». 29 октября 2020 года в школе № 20 города Липецка при поддержке администрации Липецкой области, управления образования и науки, департамента образования города Липецка состоялась Лаборатория педагогических идей «Демократическая школа». Подробнее

Формирующее оценивание как инструмент повышения качества усвоения учебного материала учащимися. 26 октября при поддержке администрации Липецкой области и управления образования и науки состоялось совещание участников рабочей группы регионального проекта «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики в современной школе», в онлайн режиме. Подробнее

Эксперты обсудили механизмы реализации принципов гуманной педагогики в современной школе. 25 сентября в институте развития образования при поддержке управления образования и науки состоялась проектно-консультационная сессия для участников регионального проекта «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики в современной школе». Подробнее

Перейти к верхней панели