По запросу Образовfybt ничего не найдено

Региональный сетевой проект «Механизмы реализации принципов гуманной педагогики в современной школе»

МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА

О проекте

1 сентября 2020 года в регионе стартовал пилотный проект по разработке и апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе.  

Проект реализуется при участии Администрации Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области, Института развития образования.

Участниками проекта по построению образовательного процесса на основе идей гуманной педагогики стали отдельные классы в 30 школах из 10 муниципальных образований Липецкой области.

Каждая образовательная организация участвует в данном проекте на добровольной основе, решение об участии принимается совместно педагогической и родительской общественностью школы.

Предусматривается обязательное предварительное обсуждение специфики реализации проекта в образовательной организации, и получение согласия от всех его участников – педагогов, обучающихся и родителей.

Все новое — это хорошо забытое старое?

Для региональной системы образования гуманно-личностный подход к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважения свободы и независимости ребенка не являются новыми и прорывными.

Некоторые элементы демократизации и гуманного подхода уже успешно внедрены в образовательный процесс некоторых липецких школ. Например, в гимназии №12 г. Липецка был осуществлен переход на пятидневную учебную неделю, отменены бумажные дневники и журналы. С целью реализации права на выбор индивидуальных возрастных траекторий в гимназии были открыты гендерные классы. В начальной школе математике, чтению, русскому языку девочек и мальчиков обучают раздельно. Все остальные предметы и воспитательные мероприятия организуются совместно. На протяжении многих лет в гимназии отменены оценки и домашние задания в 1 классах, в новом учебном году принято решение о разработке безотметочной системы во 2-х классах. По физической культуре, музыке, технологии домашнее задание с 1-11 класс отменено, по ряду предметов оно носит рекомендательный характер.

В школе №2 г. Липецка после проведения опроса родителей и учеников было принято решение об отмене традиционной школьной формы. Вначале нового учебного года во- вторых, третьих и пятых классах введена безотметочная система. В образовательной организации считают, что отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний.Отказ от отметки позволит школьнику сконцентрироваться больше на процессе обучения и усвоении новых знаний, безотметочное обучение развивает объективную самооценку, позволяет отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.Но, родители должны быть в курсе достижений и имеющихся сложностей в обучении  каждого ребенка, поэтому электронная версия журнале содержит такую информацию. И в конце каждой четверти, учебного года родителей и школьников педагоги проинформируют об освоении учащимися образовательной программы.

Гуманная педагогика. Что это?

Основателем гуманистического подхода в педагогике – является Шалва Амонашвили, который в середине ХХ века стал говорить о том, что главное в воспитании ребенка – любовь к нему и уважение его как личности. В гуманистической педагогике ребенок – сознательный и активный человек, имеющий свои потребности, интересы, особенности и взгляды, которые имеют право на существование.

Слово гуманизм – от латинского “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В отличие от других педагогических направлений, гуманистический подход предполагает большую свободу выбора ребенка в рамках образования. Он базируется на трёх главных принципах:

  1. Понимание. Учитель должен уметь с помощью наблюдения, бесед и игр понять внутренний мир ребенка и его личность.
  2. Признание. Педагог, после того, как выявил индивидуальные особенности ребенка, должен уметь признать их, а также – считаться с мнением и позицией обучающегося. Это не означает, что педагог не может иметь своего мнения, но он не вправе навязывать его своему подопечному.
  3. Принятие. Учитель принимает ребенка таким, какой он есть – со всеми особенностями и взглядами, а также умеет сопереживать.

Гуманный подход в школе.

Основной идеей реализации проекта является построение безопасной гуманной образовательной среды в школе, способствующей воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, способной к саморазвитию и совершенствованию. Важнейшим условием гуманизации обучения является ориентир на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов, потребностей и способностей и безусловное принятие каждого ребёнка таким, какой он есть. И основной акцент в обучении смещен с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Педагогический процесс осуществляется при условии гуманно-личностного подхода к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважение свободы и независимости ребенка, стимулирование его развитая, успеха, воспитание нравственного мировоззрения.

Все новое — это хорошо забытое старое?

Для региональной системы образования гуманно-личностный подход к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважения свободы и независимости ребенка не являются новыми и прорывными.  Некоторые элементы демократизации и гуманного подхода уже успешно внедрены в образовательный процесс некоторых липецких школ. Например, в гимназии №12 г. Липецка был осуществлен переход на пятидневную учебную неделю, отменены бумажные дневники и журналы. С целью реализации права на выбор индивидуальных возрастных траекторий в гимназии были открыты гендерные классы. В начальной школе математике, чтению, русскому языку девочек и мальчиков обучают раздельно. Все остальные предметы и воспитательные мероприятия организуются совместно. На протяжении многих лет в гимназии отменены оценки и домашние задания в 1 классах, в новом учебном году принято решение о разработке безотметочной системы во 2-х классах. По физической культуре, музыке, технологии домашнее задание с 1-11 класс отменено, по ряду предметов оно носит рекомендательный характер.

В школе №2 г. Липецка после проведения опроса родителей и учеников было принято решение об отмене традиционной школьной формы. Вначале нового учебного года во- вторых, третьих и пятых классах введена безотметочная система. В образовательной организации считают, что отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний.Отказ от отметки позволит школьнику сконцентрироваться больше на процессе обучения и усвоении новых знаний, безотметочное обучение развивает объективную самооценку, позволяет отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.Но, родители должны быть в курсе достижений и имеющихся сложностей в обучении  каждого ребенка, поэтому электронная версия журнале содержит такую информацию. И в конце каждой четверти, учебного года родителей и школьников педагоги проинформируют об освоении учащимися образовательной программы.

Образовательные организации –участники пилотного проекта по апробации механизмов реализации принципов гуманной педагогики в современной школе

1МБОУ СОШ №47 г. Липецка ул. Космонавтов, 11БПерейти на сайт
 2МБОУ «Гимназия №64 им. В.А. Котельникова» г. Липецка ул. Мичурина, 30Перейти на сайт
 3МБОУ СШ № 10 г. Липецка Краснозаводская ул., 8Перейти на сайт
 4МБОУ СШ №2 г. Липецка Первомайская ул., 58Перейти на сайт
 5МБОУ гимназия № 12 г. Липецка ул. Гагарина, 24Перейти на сайт
 6МАОУ гимназия № 69 им. С. Есенина г.Липецка бул. Есенина, 7АПерейти на сайт
 7МАОУ СШ №51 г. Липецк 9-й микрорайон42АПерейти на сайт
 8МАОУ СШ №15 г.Липецка Торговая площадь, 14Перейти на сайт
 9МБОУ СШ №61 им. М.И. Неделина. ул. Мичурина, 22Перейти на сайт
 10МБОУ экологический лицей № 66 г. Липецк ул. Меркулова, 11АПерейти на сайт
 11МБОУ СОШ с. Хрущевка Липецкого района ул. Титова, 79Перейти на сайт
 12МБОУ Лицей с. Хлевное ул. Свободы,52Перейти на сайт
 13МБОУ СОШ №4 г. Усмани ул. Стрелецкая Слобода, 2Перейти на сайт
 14МБОУ «Лицей №1 г. Усмани» ул. Чернышевского, 118Перейти на сайт
 15МБОУ СШ №1 г. Чаплыгина ул. Свободы, 2Перейти на сайт
 16МБОУ СОШ с. Стегаловка  Долгоруковского района Школьная ул., 5Перейти на сайт
 17МБОУ СШ с. Новодмитриевка Липецкого района ул. Ленина, 2Перейти на сайт
 18МБОУ СШ с. Троицкое Липецкого района ул. Гагарина, 78Перейти на сайт
 19МБОУ НОШ с. Ленино Липецкого района Молодёжная ул., 123Перейти на сайт
 20МБОУ гимназия им. Героя Советского союза П.А. Горчакова с. Боринское ул. П. Смородина, 11  Перейти на сайт
 21МБОУ гимназия «Новое поколение» города Задонска ул. Севастьянова, 3Перейти на сайт
 22МБОУ СШ № 1 Елец им.М.М. Пришвина Советская ул., 121  Перейти на сайт
 23МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны Советская ул., 37Перейти на сайт
 24МБОУ СОШ №4 г. Грязи ул. Правды, 58Перейти на сайт
 25МБОУ СОШ №6 г. Грязи ул. Лихачёва, 11Перейти на сайт
 26МБОУ СОШ №10 г. Грязи ул. Орджоникидзе, 80АПерейти на сайт
 27МБОУ ООШ п.свх. Песковатский Грязинского района Школьная ул., 13Перейти на сайт
 28МБОУ ООШ с. Двуречки Грязинского района ул. Ленина, 70  Перейти на сайт
 29МБОУ ООШ с. Коробовка Грязинского района ул. Школьная, дом 1 «А»Перейти на сайт
 30МБОУ ООШ с. Петровка Грязинского района ул. Ленина, д. 1/аПерейти на сайт

НОВОСТИ ПРОЕКТА

Продолжается реализация регионального…

14 декабря состоялись встречи с педагогами, родителями и детьми состоялись в рамках регионального проекта «Гуманная школа – школа, в которой я хочу учиться». Подходы гуманной педагогики в современной школе освещались на площадках …

#гуманнаяпедагогика
Межрегиональная научно-практическая…

9 декабря 2021 г. в рамках Недели функциональной грамотности на базе инновационной площадки – лицея села Долгоруково состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённой вопросам Функциональной грамотности …

#гуманнаяпедагогика
Гуманная педагогика в образовании

2 декабря в рамках регионального проекта «Гуманная школа – школа, в которой я хочу учиться» на базе школы №17 города Липецка и школы с.Волово состоялись встречи с педагогами, родителями и школьниками. Школьники стали активными …

#гуманнаяпедагогика
В Институте развития образования состоялась…

30 ноября преподаватель кафедры общей педагогики и специальной психологии Института развития образования Липецкой области Ольга Болдырева провела встречу с родителями школьников «Истоки гуманной педагогики – в семье» в формате …

#гуманнаяпедагогика
В Центре профессионального мастерства…

В Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников 29 ноября 2021 года состоялся методический семинар «На педагогической волне, или Нескучные уроки», участниками которого стали более 40 учителей из …

#гуманнаяпедагогика
Гуманная школа

С 1 сентября в рамках проекта «Гуманная школа» уже учатся школьники во всех районах Липецкой области. Но речь пока идёт об отдельных классах. Сегодня в утреннем шоу «Будильник» выяснили, какие планируется ввести изменения в …

#гуманнаяпедагогика