Цель проекта:
Создание образовательной среды формирования необходимых качеств всех участников образовательного процесса для успеха в современном обществе на основе: архитектурно-эстетической организации жизненного пространства обучающихся, гуманизации содержательной и коммуникативной сферы образования.
Задачи проекта:
1. Профессиональный рост учителя и развитие его методологической культуры и методических компетенций, необходимых для работы по принципам гуманизма в школе на всех уровнях, исходя из потребностей обучающихся.
2. Определение возможностей изменения пространственно-семантического компонента образовательного пространства школы (пространственная структура учебных и рекреационных помещений и др.).
3. Изменение коммуникативной сферы (стиль общения и преподавания, форма одежды, пространственная и социальная плотность субъектов образования и др.).
4. Формирование коммуникативно-организационного компонента, включающего учет особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и педагогов, их ценности и др.).
5. Изменение управленческой культуры, основанной на принципах гуманной педагогики.
6. Создание творческих групп педагогов, инициативных групп родителей и др., поддерживающих процесс формирования образовательной среды.
7. Нормативно-правовое сопровождение административных команд школ-участниц проекта. Нормативное пространство должно дать возможность моделирования образовательного процесса школы личностного роста в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
8. Разработка образовательной модели, обеспечивающей условия формирования высокой мотивации у обучающихся, развития и применения способностей каждого ребенка.
9. Масштабирование опыта, расширение количества образовательных организаций, внедряющих принципы гуманной педагогики в образовательную деятельность. Популяризация гуманных принципов в образовании.
Одной из форм контроля знаний и аттестации учащихся в школе является зачетная система. По словам О. Васильевой, ставить «тройку» в аттестат только из-за отсутствия музыкального слуха, на ее взгляд, неверно. Образовательная организация вправе использовать систему оценивания «зачёт-незачёт»:
• по некоторым предметам – таких как музыка, ИЗО, физкультура;
• в младшей школе даже по основным предметам;
• в старшей школе — для элективных курсов.
По состоянию на 1.12.22 г. из 45 базовых школ-участников проекта «Формирующая образовательная среда» информацию о введении системы оценивания «зачёт-незачёт»: прислали 45 образовательные организации. Следует отметить, что:
Система зачет/незачет введена в 30 школах:
Пространственно-предметный компонент показывает, как, с одной стороны, пространство и архитектура школы могут создавать среду для когнитивного развития учащихся, их общения и взаимодействия. А с другой стороны, сам характер организации образовательного процесса, содержание учебной деятельности трансформируют традиционное пространство школы и делают его креативным и развивающим.
Используя приёмы формирующего оценивания, учителя создают в классе педагогическую среду, в которой поощряются инициатива и ответственность. Созданная среда поддерживает развитие критического мышления учащихся и саморегуляции. Кроме того, взаимооценивание, самооценка работы в группе, которые также составляют основу формирующего оценивания, способствуют развитию коммуникативных умений и умения кооперироваться в учебной деятельности.
Руководителю образовательной организации важно учитывать, что введение в практику школы формирующего оценивания может стать одним из способов работы с такой характеристикой школьной образовательной среды, как эмоциональность, поскольку этот способ оценивания существенно улучшает школьный микроклимат, сокращая уровень школьной тревожности учащихся и повышая не только уровень их эмоциональной открытости, но и мотивацию учиться.
20 декабря 2022 года состоялась рабочая встреча базовых школ-участников федеральной инновационной площадки Института развития образования «Формирующая образовательная среда», в рамках регионального методического семинара «Формирующее …
8 декабря 2022 года на базе МБОУ СОШ с. Хрущевка имени Героя Российской Федерации О.А. Пешкова состоялась региональный консультационный семинар в рамках разработки предметно-пространственной среды «Коворкинг-зона» для базовых школ – …
7 декабря 2022 года ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» провел региональный практико-ориентированный семинар «Развивающая читательская среда в дошкольной образовательной организации» на базе МАДОУ № 8 «Родничок» г. …
31 октября состоялся региональный методический вебинар со школами-участниками проекта «Формирующая образовательная среда» 31 октября 2022 года состоялся региональный методический вебинар для базовых школ-участников федеральной …
14 октября 2022 года на базе МБОУ гимназия №64 им. В.А. Котельникова г. Липецка состоялась региональная проектно-консультационная сессия для базовых школ – участников федеральной инновационной площадки Института развития образования …
25 августа 2022 года состоялась встреча педагогического коллектива ГАУДПО ЛО «ИРО» с заведующим лабораторией анализа состояния и перспектив развития образования Российской академии образования Эммануилом Робертовичем Баграмяном.Э.Р. …